Интересно, человек - автор своей жизни, или исполнитель?
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодняшний выпуск материала посвящен исполнительскому искусству.
Открылась рубрика, посвященная XVII веку, в подразделе "Музыкальные эпохи". Читайте отрывок из книги М. Друскина "Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии и Германии XVI-XVIII веков". Глава называется "Исполнитель".
В музыкальной жизни интересующего нас периода исполнитель на клавире занимал иное положение, чем концертирующий пианист в наши дни. (...) Эти различия можно сформулировать так: пианиста привлекают задачи специфически исполнительские — вопросы интерпретации произведений старого и нового времени; клавириста же более занимают вопросы творческие, т. е. не столько то, как интерпретировано произведение, но что именно, почему и где было сыграно. (...) Прежде всего, клавирист не мог быть исполнителем только на каком-либо одном клавишном инструменте: он должен был уметь играть по крайней мере на клавесине и клавикорде, не говоря об органе, (...) Теми же чертами универсализма отмечена их музыкальная деятельность в целом, ибо разделения между композиторской, исполнительской и педагогической работой тогда не существовало. Клавирист обучался прежде всего как композитор. (...) Необходимость пройти полный курс композиции для того, чтобы стать хорошим исполнителем-импровизатором, сильно удлиняла сроки обучения. (...) Сроки обучения, правда, сокращаются (...) для дилетантов — любителей музыки, игра которых тем именно и отличается от исполнения профессионалов, что она лишена моментов импровизационности. (...) И до тех пор, пока не иссякла творческая сила этой великой импровизационной традиции, т. е. примерно до конца XVIII века, сохраняется неразрывная связь между композиторской и исполнительской деятельностью.
Отцы народа - исполнители или авторы? Опубликованы повестки дня заседаний Секретариата Крайкома за 1932 год в рубрике "Нижегородская партийная организация".
Заседание секретариата от 8 января 1932 г. (протокол № 65)
1. О клубном строительстве.
2. О выполнении 6-ти указаний т. Сталина организациями Сормовской Судоверфи.
3. О завозе с.х. машин и запчастей в край.
4. О политорганах милиции.
5. О ходе проработки письма т. Сталина в журнал «Пролетарская революция».
6. Об организации краевого комитета радиовещания.
Чиновники по цензуре - исполнители или авторы? Три новых имени в рубрике "Цензоры" (до 1917 г.) раздела "Цензура и текст": Ярославцев А.К., Ястребцов И.И., Яценков Г.М.
Ястребцов Иван Иванович (1776—1839) — писатель, переводчик.
С 11 апреля 1820 по 2 апреля 1821 — цензор С.-Петербургского цензурного комитета.
Арх.: РГИА. Ф. 777, оп. 1, д. 336, 339, 378.
Справ.: АК, Брокгауз, РБС.
Строители - исполнители или авторы? Седьмая часть фотогалереи П. Чеченкова "Невосполнимые потери" (площадь Сенная, улица Большая Печерская) выставлена в рубрике "Дома" (Нижнего Новгорода) раздела "Текст пространства", а также пополнена четвертая часть галереи.
На рубеже XIX – ХХ веков граница города проходила по улице Напольной (с 1911 г. - Белинского). По сути, она отсекает огромный мыс, образованный слиянием Волги и Оки. Одним своим концом улица упирается в площадь Лядова (бывшую Крестовоздвиженскую), близь окского обрыва, другим – в Сенную площадь, выходящую на Верхневолжскую набережную. Разрушениям в районе пл. Лядова был посвящен наш предыдущий выпуск. Теперь перейдем к пл. Сенной и ее окрестностям. С нее начинается «старый город», если приближаться к нему по ул. Родионова и Казанскому шоссе (бывший Казанский тракт). Вы увидите дома, которые еще недавно стояли на пл. Лядова, в квартале ул. Горького – ул. Ковалихинская – ул. Фрунзе – ул. Большая Печерская и на Большой Печерской. Последняя, продолжая бывший Казанский тракт, ведет от Сенной в самый центр города.
Пл. Сенная - 2 (между ул. Большой Печерской и Казанской набережной) Дата снимка: лето 2006 г. Разрушено: начало 2007 г.
Статья "Пространство" из издания "Культурология: энциклопедия" (Т. 2. М., 2007) появилась в Глоссарии.
ПРОСТРАНСТВО — в самом широком значении место, способное что-нибудь вместить; одна из фундаментальных категорий культуры. Пространственный образ мира, являясь в структурах мировосприятия системообразующим, тесно сопрягается с др. сферами (от темпоральных представлений до социальных), в значит, мере определяя их содержание. (...) «Бог забирает себе время и оставляет нам пространство», - говорил В.Гюго. Время мыслится здесь во владении Бога, П. же отдано «в распоряжение» человеку; и уже потому они выступают как разнопорядковые сущности. (...) Этнографы отмечали такую особенность: каждая местность воспринимается традиционным сознанием как органическое целое; местный ландшафт понимается как непосредств. воплощение «духа-хозяина», к-рый не существует обособленно от самого этого локуса-места, непосредственно воплощается в нем. Представление о местности как органическом теле «духа-хозяина» находит свое отражение в топонимике. «Топонимика и этнонимика показывают, что названия местностей и племен совпадали и носили имя тотема. Местность считалась живым существом, одновременно и мертвым» (Фрейденберг О.М. 1999. С. 37).
9 февраля 2008 г. "В страну клинообразных надписей и крылатых гениев вместе с Б.Б. Пиотровским" приглашет подраздел "Археология". Цари - они исполнители или авторы?
От архива хозяйственных документов сохранилась только одна целая табличка с перечнем шкур и шерсти. Кроме этой таблички с небрежной записью и орфографическими ошибками, в крепости были обнаружены документы и иного рода – письма и указы урартских царей и крупных чиновников, адресованные наместнику крепости. Они касаются передела земли, возврата беглой рабыни, наследования имущества, сбора дани. Все документы скреплены царскими печатями, имевшими цилиндрическую форму, как ассирийские, дававшие при оттиске полоску изображений, окаймленных строками клинописи (илл.3). Основной эмблемой царской печати было священное дерево со стоящими около него гениями – крылатыми фантастическими фигурами. Найденные при раскопках клинописные документы подтверждают важное значение урартского центра на Кармир-Блуре. Но имя его не упоминалось в письменных источниках. В 1945 г. в дверном проеме одной из кладовых цитадели была найдена часть бронзового запора, состоящая из стержня, оканчивавшегося двумя кольцами: большим и малым. На большом кольце по наружному его краю шла надпись: “Царя Русы, сына Аргишти, арсенал [дом оружия] города Тейшебаини”. Эта надпись подтверждала, что раскопанное на холме здание относилось к VII в. до н.э., ко времени правления царя Русы II. Стало известно и древнее название города – Тейшебаини, связанное с именем бога Тейшебы, бога войны и бури, одного из трех главных богов урартского пантеона. Бронзовая фигурка бога, навершие боевого штандарта, была найдена в 1941 г. Она изображала безбородого бога, державшего в руках топор и булаву (илл.4). (…)
Илл.4. Бронзовая статуэтка бога Тейшебы
В общем, рассылка получилась неудачной, поскольку одного-единственного ответа, увы, редакция дать не может. Рецепт жизни утерян. Придется решать самим - быть автором или исполнителем собственной жизни.
Исполнитель рассылок
Михаил Зеленов
Материал размещен 21 февраля 2008 г.