Новости обновлений с 19 по 23 февраля 2008 г. (9.22 Kb)
Здравствуй, вечная тема "Защитник"!
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Наша рассылка посвящена вечной теме. Редакция подобрала материал, посвященный мужчинам всех эпох.
Открылась новая рубрика "Музей одной находки" в подразделе "Археология". Первый экспонат - "Защитник отечества".
Взгляните на этот печной изразец. Когда-то в первой половине XVII века он, вместе другими составлял «лицо» изразцовой печи-калорифера. Такая печь стоила недешево и была не только источником тепла, но и украшением отнюдь не бедного жилища. И не просто украшением. Сюжеты изразцов были картинками-рассказами, которые будили фантазию, прочно врезались в память. Вот и на этом мы видим крепость: покрытые тесом крыши, проездную башню, жерла пушек. А в воротах, на фоне защитной решетки стоит герой. Защитник. В шлеме, в доспехах. В руках у него два меча. (...) Такие «военные» сюжеты на Руси стали популярны после Смуты, после шведско-польской интервенции, когда тема защиты Отечества зазвучала очень остро. И как знать, может именно по таким «печным картинкам» юные русичи учились любить Родину и беречь ее от захватчиков.
Есть новинки и в другом музее сайта - в Этнологическом. Здесь "Тему воинской службы в русской народной лирике конца XVIII – начала XX веков" представляет Т. Гусарова.
Воинской тематике в народных песнях отведено довольно значительное место. Эпические жанры, такие, как историческая песня, баллада, разрабатывают по преимуществу героико-патриотическое направление, связанное с участием солдата, казака в сражениях, походах, оплакивают погибших воинов, воспевают подвиги известных полководцев, народных героев, призывают служить России, «белому царю»:
Не ясён сокол во поле возвивается,
Василий на коне величается.
Говорила ему родна матушка,
Родна матушка, всё Натальюшка:
«Уж ты сын, ты мой сын,
Сынок Васенька,
Ты не езди в Орду, не служи королю,
Поезжай в Москву,
Служи белому царю».
Описывая тяжкий ратный труд, лишения и потери, историческая песня утверждает необходимость преодоления всех трудностей во имя конечной цели – победы над врагом России.
Эмоциональный настрой лирической песни иной. Здесь на первый план выступают чувства и переживания человека, надолго, а то и навсегда, отторгнутого от родного, привычного и любимого мира, от сельской природы, крестьянского труда, нехитрых радостей семейной жизни, от близких людей.
В "Семейном архиве" появилась "Одиссея капитана Виноградова".
А еще мы сходили на кладбище. Сын Виноградова, шофер-дальнобойщик побывал там в аккурат перед развалом Союза. Описывал поросший травой, полузаброшенный мемориал. В совокупности с перспективой получения «по морде», картины рисовались не самые приятные. Ухоженный, с подновленными надписями обелиск был радостным откровением после таких рассказов. Тетя Галя объяснила: они (то есть власти) считают, что воевали и против Гитлера, и против Сталина. Потому отмечают и 9 мая, и свой бандеровский праздник.
Биография Владимира Ивановича Невского (1876-1937) в разделе "Историография".
Историк и политический режим, наука и карьера... Многие ученые ХХ века по-своему отвечали на вопросы, поставленные жестокой действительностью. Кому-то приходилось идти на компромиссы не только с властью, но и с собственной совестью. Пример Владимира Ивановича Невского, замечательного историка, профессионального ревоолюционера, математика и химика, романтика по натуре, весьма примечателен. (...) О результатах допросов было доложено Л.Кагановичу. Одновремено с этим широким фронтом собирались показания против Невского. Были привлечены также показания Л.Б.Каменева, который год назад показал. что еще в конце 1933 г. Невский на редакционном совещании разразился речью "в защиту необходимости свободы мнений и свободы критики. Причем говорил так нелепо и с таким явным намеком. что кто-то ему мешает разрабатывать исторические вопросы с полной свободой, что вызвал возражения не только присутствовавших партийцев. но и ряда беспартийных". Выяснилось, что еще в 1934 г. Невский предсказывал голод в деревне, распад колхозов и неэффективность колхозного строительства, держал на работе в библиотеке людей, настроенных антисоветски, вступался за репрессированных, рассказывал на митинге в библиотеке о смерти Куйбышева не так, как было в газетах, восхвалял народовольцев и декабристов. После публикации в "Правде" статьи о руководстве партии, Невский сказал одному товарищу в ответ на поздравления: "Каюсь. Не выдержал, слабый интеллигент..." В другой раз Невский заметил. что Сталин не внес ничего самостоятельного в развитие теории Ленина. Этого было достаточно для ареста.
Вновь решение о сооружении памятника на родине В.П. Чкалова принимается в 1974 году. Создание памятника было поручено горьковскому скульптору, народному художнику РСФСР П.И. Гусеву, с 1950-х годов. разрабатывавшего тему, связанную с образом знаменитого летчика. Местом для установки памятника была выбрана площадь в зоне нового городского строительства. В апреле 1978 года здесь был установлен двухметровый макет, а открытие восьмиметрового памятника состоялось 16 августа 1981 года.
В. Васина и Т. Гусарова выставляют "Порты, штаны, брюки" в "Этнологическом музее" сайта.
Составной частью мужского народного костюма была поясная набедренная одежда, носившая название порты. Это одна из древнейших форм мужской одежды, представлявшая собой узкие и короткие, примерно до середины икр, штаны, скроенные из домашнего холста – порти. Порть – плотная льняная (реже из конопляного волокна) ткань полотняного переплетения, белая или в вертикальную полоску, чаще всего сине-белую, реже встречаются и другие сочетания: сине-красная, серо-синяя, черно-красная и т.д. (...) В крестьянском обиходе порты служили рабочей одеждой, а позднее стали использоваться почти исключительно как нижнее белье, в каковом качестве и просуществовали вплоть до конца XIX в., именуемые в просторечии «подштанниками». Название «портки» закрепилось за другим, более поздним видом мужской поясной набедренной одежды, которая больше известна как «штаны». Разница между ними состояла преимущественно в крое, т.к. на рабочий, повседневный вариант использовалась всё та же домоткань, порть, пестрядь, реже – сукно домашней выработки; в праздничных вариантах – плотные ткани фабричного производства: полушерсть, трико, сукно, дамаст, коленкор, плис и пр. (Рис.II) (...) Брюки в крестьянском обиходе появляются во второй половине XIX в., как принадлежность городской культуры, и, следовательно, предмет щегольства. Их покупали готовыми на ярмарках или шили на заказ у портных, занимавшихся этим промыслом по деревням. Обычно шитье или покупка брюк была сопряжена со свадьбой или иным, не менее значимым событием в жизни и впоследствии они являлись праздничной одеждой.
В общем, всех защитников - с праздником!
Только зачастую люди защищаются от мира следствий, хотя следовало бы обратить внимание на мир причин.
Михаил Зеленов
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|