Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Обзор размещенного материала пойдет под общей темой "Коммуникация".
Фрагменты книги О.И. Захаровой "Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы" размещены в рубрике "Интерпретация текста музыки".
Многообразное родство музыки и красноречия часто не только ставило их рядом, в одни условия функционирования; например, в церковной службе), но и порой как бы меняло местами — позволяло использовать музыку как, скажем, проповедническое действие, а ораторскую речь воспринимать как образец подлинно художественного искусства, особенно часто приравнивая ее к музыке. (...) Эта общность делала музыку в период завоевания своей самостоятельности опасной соперницей красноречия. Так, интенсивное развитие в XVI в. инструментальной музыки, расширение сферы ее применения приводило к заметному вытеснению риторических «номеров» в протестантской церковной службе (...). В то же время эта общность служила основой многовекового тесного взаимодействия обоих искусств, вторгавшегося даже в область конкретных приемов.
Достаточно определенно влияние ораторского искусства на музыку наблюдается, например, уже в григорианском хорале, в различных элементах его музыкального языка и даже нотации (...). Но особенно эффективно и широкоохватно оно стало в конце XVI — первой половине XVIII в.— в период повышенной значимости риторики. Этот период совпал с переломным в развитии музыки этапом: формированием ее в самостоятельный вид искусства, с характерным для него, в частности, отделением исполнителей от слушателей и, как следствие, возросшим вниманием к коммуникативным вопросам.
Результаты влияния красноречия на музыку выходят далеко за рамки определенного стиля, четко отграниченного периода времени и ощущаются вплоть до наших дней. Наиболее плодотворны оказались связи с двумя частями риторики — украшением и расположением.
1. Доклад Борского и Котельнического РК ВКП(б) о состоянии партпросвещения в их районах.
2. Об избах-читальнях.
3. Докладная записка секретаря Черновского РК т. Еремина.
4. Ходатайство Верхошижемского РК ВКП(б) о переносе центра Арбажского ЛПХ.
Вот пример интродукции: Статья Юрия Галая, появившаяся в "Библиотеке" раздела "Цензура и текст", рассказывает о "Цензурной судьбе первого журнала старообрядцев".
Открывая первый номер, редакция поделилась с читателями своими соображениями по поводу программы, целей и задач издания. Начинались они констатацией того, что более двух с половиной столетий старообрядцы «были лишены почти всяких религиозных, гражданских и человеческих прав, самое существование наше едва только терпелось, как неистребимое зло, даже голос наш, выраженный устно или печатно в защиту своих религиозных убеждений и прав, считался преступлением, подлежащим наказанию». Но пришло время, когда «нам не только не воспрещается говорить и писать в защиту своих верований и взглядов, убеждений и прав, но от нас почти прямо требуют, чтобы мы сказали свое посильное слово в такое многомятежное время, какое нам приходится переживать».
Биографические данные о цензорах рубежа XIX - ХХ вв. в разделе "Цензура и текст": Осипов К.Н., Остроглазов А.И., Острословский И.И.
Вот случай особого оформления коммуникации, описанный в Воспоминаниях Арнольда Витоля "Невысказанные мысли. Постижение вечности" с предисловием Е.Э. Лебедевой "“Б.Б. Пиотровский: Жизнь, беззаветно отданная людям” (об А.Я. Витоле и его воспоминаниях)" опубликованы в археологической рубрике "Ученый и его Экспедиция".
Пиотровский презирал подобные ограничения этикета и, если что-то было не по нраву, просто уклонялся от приглашения. Мне же не раз выговаривали: “пришел с женой”, а жену, как официальное лицо – журналиста, пригласили помимо меня, “нескромно находился за главным столом”, хотя подозвал меня сам генконсул – мой друг, “собрал вокруг себя группу из нескольких человек и рассказывал анекдоты…”. А о чем еще говорить, если рядом подслушивающие уши не только наши, но и их?!
Невольно вспоминается, как на приеме деятелей киноискусства в Георгиевском зале Кремля к нам подошел некто в штатском и любезно предупредил: “Товарищи, группируйтесь непринужденно!” Увы, каковы времена – таковы и нравы.
Примеры полного непонимания из опубликованного фрагмента описи № 555 за 1778 г. фонда № 570 "Нижегородская духовная консистория".
12 |
Дело об уклонении в магометанскую веру татарина-новокрещенца д. Мальцаниной Никиты Данилова. |
С декабря 1778 г. по 31 января 1779 г. |
|
|
13 |
Дело об отказе новокрещенца д. Мальцаниной Никиты Данилова выполнять обряды православной церкви, как насильственно окрещенного помещиком. |
С мая 1778 г. по 27 окт. 1778 г. |
|
|
14 |
Дело о незаконной отдаче в солдаты новокрещенного татарина Василия Федорова из д. Петряды. |
С 26 марта 1778 г. по 13 июня 1778 г. |
|
|
15 |
Дело по прошениям крестьян-раскольников разных сел о их обращении в православие, что связано с выключением новообращающихся из двойного раскольнического налога. |
С 12 июля 1778 г. по 31 октября 1780 г. |
Случай сильного нарушения ранее налаженных коммуникативных связей: "Историко-культурная характеристика переулка Короткого в Нижегородском районе Нижнего Новгорода" дана А.А. Давыдовой в разделе "Текст пространства".
Отсутствие общего благоустройства, игнорирование исторической парцелляции, крупное строительство рядом с исследуемым участком превращают его в деструктурированный участок, полностью потерявший качества исторической среды.
При проектировании нового строительства на участке важно учитывать его ответственное положение в общей радиально-кольцевой планировочной структуре города, а также систему визуальных связей. В случае возникновения здесь новых высотных зданий они будут перекрывать коридор видимости с площади Свободы на малоэтажную историческую застройку улицы Семашко, просматриваться с дальних точек.
Важно также отметить, что новые высотные здания непосредственно будут участвовать в восприятии архитектурного ансамбля одной из центральных площадей города – площади Свободы, становясь его фоном.
Пример безсловесной коммуникации: "Праздничная одежда крестьянки Тонкинского района" появилась в "Этнологическом музее" сайта благодаря Т. Гусаровой.
Русская народная женская одежда этой местности представляет собой сарафанный комплекс двух типов: с круговым (прямым) или с трапециевидным (косоклинным) сарафаном в комплекте с рубахой и головным убором в виде женского кокошника или сборника, а в девичьем варианте – в виде праздничной «ленты» или повседневного платочка, сложенного треугольником и завязываемого под подбородком.
Круговые сарафаны обычно шились из домотканой пестряди и были повседневной одеждой замужних женщин; девушки надевали круговые сарафаны и в праздники, выбирая для них более яркие сочетания цветов, дополняя сарафаны вышитыми рукавами и украшениями – бусами, цепочками, нарядными поясами и передниками.
Косоклинные сарафаны являлись исключительно праздничной одеждой, а также были обязательны для участниц религиозных обрядов в старообрядческих селах, которых в Тонкинской округе было большинство.
Случаи коммуникации с природой: "Народные сельскохозяйственные и метеорологические приметы" сообщает Т.В. Гусарова в "Этнологическом музее".
Если вешняя вода тронется вдруг, то ранний сев яровых хлебов бывает лучше, чем поздний.
Если в чистый понедельник (первый день Великого поста) день ведряный, то грибам в этот год неурожай.
Если верба распускается раньше Лазарева воскресенья, то будет в том году урожай пшеницы хорошего достоинства, и наоборот.
Если ледяные сосульки в Великом посте бывают длинны, то урожай льна будет хороший.
Оттепель в день Евдокии (14.03, Авдотья Плющиха) – к урожаю огурцов.
Вариант восстановления исчезнувших коммуникативных каналов: Статья А.А. Давыдовой и М.А. Юрищева "Кто и когда основал Воротынец? Документы и факты" опубликована в рубрике "Историческая география".
Согласно официально принятой сейчас точке зрения, Воротынец был основан князем Михаилом Ивановичем Воротынским в 1552 г. Взамен этой не более чем легенды в настоящей работе предложена научно аргументированная история возникновения селения. Показано, что имеющийся документальный материал и, прежде всего, сведения из духовных грамот князей Воротынских и данные писцовых книг по Нижегородскому уезду позволяют заключить следующее:
1) Воротынец, во всяком случае как село, основан в первой четверти XVII в., наиболее вероятно — в промежутке между 1617 и 1623 гг.;
2) воротынская церковь построена не ранее 1617 г.;
3) первоначальное, историческое название селения было Воротынескъ;
4) с большой долей уверенности можно считать, что учредителем или лицом, давшим название новому селу, является сын Михаила Ивановича – боярин князь Иван Михайлович Воротынский.
Пример украшения (из риторики): Статья об истории из "Малой советской энциклопедии" (М., 1929. Т. 3) помещена в Глоссарий сайта.
Уже в античном мире И. дала таких представителей, как Геродот, Фукидид, Ливий, Тацит, Полибий, Плутарх (см.). Наряду с художественно-литературными целями, античные историки уже стремились осмыслить исторический процесс, положить начало философии истории и уловить законы возникновения, развития и распада человеческих об-в, т. е. исторические законы. В большинстве случаев они не шли, однако, дальше идеи необходимости, направляемой роком. В средние вв. И., как и все другие науки, сделалась преимущественно орудием церкви. И. понималась как раскрытие «произволения божия» в судьбах народов и отдельных личностей (см. Августин). Светская И. являлась придворной, слугой короля или рыцаря, искажавшей историческую перспективу в угоду королю или феодалу.
С каждым может случиться: такой период, когда происходит отделение исполнителя от слушателя, что сопровождается повышением интереса к вопросам коммуникации.
Есть два варианта, когда нет интереса к вопросам коммуникации: 1) когде нет слушателей или исполнителей, 2) когда между слушателем и исполнителем существует такая глубокая связь, чтои мыслей-то нет и вопросов никаких о коммуникации.
Всё это хорошо, конечно. Но что делать исполнителю, который уже никого не может заставить себя слушать?
Михаил Зеленов