Новости обновлений с 12 по 23 апреля 2008 г. (21.26 Kb)
Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического журнала "Открытый текст".
Мы продолжаем разговор о полном погружении разные пространства, пространство власти и пространство свободы, пространство музыки или пространство архитектуры.
Обновление архивного раздела включает в себя часть описи № 556 за 1803 г. фонда № 570 "Нижегородская духовная консистория" Центрального архива Нижегородской области.
17 |
Книга прихода и расхода денежных сумм Нижегородской духовной консистории за 1803 г. |
1803 г. |
18 |
Дело о венчании священником села Арманиха Ивановым несовершеннолетних крестьянских детей того же села. |
27 ноября 1803 г. – 30 сентября 1809 г. |
19 |
Дело по просьбе дьячка села Заозерья Горбатовского уезда Никитина о взыскании с священника Ефимова денег собранных с прихожан. |
18 марта 1803 г. – 16 сентября 1804 г. |
20 |
Дело о взыскании с священника села Суховатова Васильева денег, причитающихся на часть пономаря Василия Иванова. |
9 декабря 1803 г. – 27 августа 1804 г. |
21 |
Дознание по делу о неведении метрических книг священником села Разнежья Ивановым. |
10 сентября 1803 г. – 16 октября 1809 г. |
Адрес памятника:
Нижний Новгород, Нижегородский район, улица Большая Покровская, дом 22 (литер А).
Исторические сведения:
История домовладения прослеживается с 1806 г., когда усадебное место принадлежало надворному советнику Ф.О. Массарию. В конце 1830-х гг. оно переходит к надворному советнику В.С. Померанцеву. (...) Дом имеет важное градостроительное значение, поскольку включен в архитектурный ансамбль брандмауэрной застройки улицы Б.Покровской – главной репрезентативной улицы Нижнего Новгорода. Дом К.Г. Иванова является ярким примером богатого жилого дома, выполненного в духе эклектики, уличный фасад которого богато декорирован лепниной.
Новые биографические справки о дореволюционных цензорах в разделе "Текст цензуры": Бугаевский С.Г., Бутырский Н.И., Вакар П.А.
Бутырский Никита Иванович (4.09.1783—26.06.1848).
С 28 февраля 1830 по 14 апреля 1833 — цензор С.-Петербургского цензурного комитета от университета.
Арх.: РГИА. Ф. 772, оп. 1, д. 140, 539; Ф. 777, оп. 1, д. 973, 1109.
Справ.: АК, Брокгауз, Венгеров III, Геннади, Мезьер, Мезьер/Словарь, Муратова, НЭС, РБС, РП, РЭ, Южаков, Foote.
"Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) - флигеля усадьбы причта Никольской Верхнепосадской церкви в Нижнем Новгороде" опубликованы в разделе "Текст пространства".
Датировка памятника:
1866 год (с перестройками 1877 и 1910-х годов)
Адрес памятника:
Нижний Новгород, Нижегородский район, улица Большая Покровская, дом 9-б (литер Б).
Исторические сведения:
По духовному завещанию нижегородского купца А.И. Костромина, утверждённому 1 ноября 1821 года, причту Николаевской (Никольской) Верхнепосадской церкви перешёл участок земли рядом с ней, выходящий на Большую Покровскую улицу. К сентябрю 1844 года здесь были выстроены два каменных дома (№№ 9-а и 9-б по современной нумерации), однако, пространство между ними и соседним домом купца Медведева оставалось длительное время незастроенным. Проект строительства здесь одноэтажной каменной лавки, датируемый маем 1865 года, остался неосуществлённым. Вместо неё решено было возвести двухэтажное каменное здание, формально являвшееся флигелем церковной усадьбы. Проект его, составленный архитектором И.Ф. Небольсиным, был утверждён строительным отделением Нижегородского губернского правления 31 декабря 1865 года. Строительство, завершённое к декабрю 1866 года, на свои средства осуществил нижегородский купец И.В. Гребенщиков, за что и получил право аренды здания на 12 лет. Дом возводился как доходный: с торговыми помещениями на первом этаже и жильём на втором. Первоначально он имел семь световых осей по главному фасаду. (...) Здесь в магазине купца Л.М. Порхунова с 1879 по 1884 г.г. жил «в людях» Алеша Пешков - будущий писатель Максим Горький.
"Владимирская ярмарка в селе Толмачеве Нижегородского уезда" представлена Ф.И. Летицким в виртуальном "Этнологическом музее". (описание опубликовано в 1877 г.)
Вот, наконец, наступает вечер, девушки расходятся, но и тут не без песен. (...) Певица затягивает, прочие подпевают:
Не я тебя сокрушила,
Сокрушила воля,
Эта воля не простая –
Все жизнь холостая.
Но чем удовольствуются люди пожилые из мужчин? Все они, обремененные трудами, стараются, недугов ради, выпить как-нибудь. Посмотришь, столкнулось человек пяток, купили водочки уголок, в меньшем размере четвертцу, и оставивза посуду целовальнику шапку, сели круговелькой и начали тянуть винцо помаленьку. Чарочка раз обошла, и речь живей пошла, за второй шум, за третьей песенки, как тут; а другой, как пропустит шкальчиков пяток, засучит по локти рукава, кричит: «По любви!» Становой уехал, слуг его нет. Как раз драка: один бьет «под микитки», другой «хлещет в рыло». Бойцов обступили старики и, сжавши кулаки, смотрят с велисайшим любопытством. Кончилась драка, старики начали расходиться и между ними послышалось: «Су4против нашего время не будет таких бойцов; в наше время драка шла лучше.»
Глоссарий по разделу "Музеи" пополнился статьей из "Малой советской энциклопедии" (М., 1930. Т. 5).
За последние годы, с окончанием этой работы, происходит уже внутренняя реорганизация музеев, их стягивание в более крупные организмы (уничтожение мелких М., гл. образ, художественных, организованных из быв. частных собраний), их приспособление к нуждам социалистическ. строительства и задачам революционно-ленинского просвещения масс. Основной задачей сегодняшнего дня в музеях, особенно культурно-исторических и художественных, является комплексный состав музеев и их большая подвижность (устройство выставок, связанных с вопросами текущ. момента). Создание при М. обществ.-политическ. советов должно приблизить к ним сов. общественность и втянуть массы в повседневность музейного строительства.
Фрагменты из книги Кшиштофа Мейера "Шостакович. Жизнь. Творчество. Время" размещены в персональной рубрике Д.Д. Шостаковича раздела "Текст музыки".
«Леди Макбет» не сходила с оперных сцен Ленинграда и Москвы. До конца 1935 года в Ленинграде ее исполнили 83 раза, а в Москве — даже 97. За границей к этой партитуре обращались все новые и новые театры. «Светлый ручей», хотя и раскритикованный, встречал горячий прием у публики, поэтому после ленинградской премьеры его поставил Большой театр. (...) Критик "Известий" рассказал нам позже, что когда он спросил Сталина, понравилась ли ему музыка, то услышал в ответ: "Это сумбур, а не музыка!"».
Композитор оставался в Москве лишь сутки, а затем уехал в Архангельск, где вместе с Виктором Кубацким должен был выступить в нескольких концертах. Это было 28 января. Еще на железнодорожной станции Шостакович купил свежий номер «Правды» и увидел в нем небольшую статью под названием «Сумбур вместо музыки. Об опере "Леди Макбет Мценского уезда"». Он начал читать, сначала с недоумением, а потом с ужасом: «Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер. (...) Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт "мейерхольдовщины" в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевого оригинальничания. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо. Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное "новаторство" ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы.(...)" (...)
Новость распространилась с быстротой молнии. «В Радиокомитете его [Шостаковича] встретил председатель бранью: "Негодяй. Вон. Чтобы я тебя не видел". Шостакович выбежал и забежал в какой-то подъезд, совсем растерялся» (...)
Сергей Прокофьев вообще не появился на собрании и лишь прислал открытое письмо, зачитанное во время прений:
«...Элементы формализма были свойственны моей музыке еще лет 15-20 тому назад. Зараза произошла, по-видимому, от соприкосновения с рядом западных течени й. После разоблачения "Правдой"... формалистических ошибок в опере Шостаковича я много размышлял о творческих приемах моей музыки и пришел к заключению о неправильности такого пути, <...> Наличие формализма в некоторых моих сочинениях объясняется... недостаточно ясным осознанием того, что это совсем не нужно нашему народу. <...> В атональности, которая часто близко связана с формализмом, я тоже повинен... <...> ...Хочется высказать мою благодарность партии за ее указания, помогающие мне в поисках музыкального языка, понятного и близкого нашему народу...».
Повестки дня заседаний пленумов Обкома за 1940 г. опубликованы в рубрике "Нижегородская партийная организация".
Заседание I пленума от 16 марта 1940 г. (протокол и стенограмма)
Присутствовали: члены пленума обкома – 67 чел.; кандидаты в члены пленума –20 чел.; члены ревизионной комиссии – 5 чел.
1. Выборы секретарей обкома ВКП(б).
2. Выборы бюро обкома ВКП(б).
3. О редакторе газеты «Горьковская коммуна».
4. Утверждение зав. отделами обкома ВКП(б).
ГУ ГОПАНО. Ф.3 Оп.1 Д.1784 Л.1-7.
Статья Ю.Г. Галая "Советская цензура и нижегородские издания конца 40-х годов ХХ столетия" появилась в "Библиотеке" раздела "Цензура и текст".
Ровно за год до начала Великой отечественной войны 23 июня 1940 года в местное Горьковское издательство поступила рукопись книги местного краеведа и библиофила Д.Н. Смирнова (1891 — 1980). Это были знаменитые для горьковских краеведов «Картинки нижегородского быта XIX века», увидевшие свет лишь спустя восемь лет, в 1948 году. Кто же такой автор «Картинок»? Дмитрий Николаевич Смирнов родился 12 (25) апреля 1891 года в семье, принадлежавшей к роду известных нижегородских купцов и предпринимателей. (...)
Дмитрий Николаевич был обвинен в идеализации купечества, преклонении перед нижегородским губернатором Н.М. Барановым, в том, что не показал народные массы, борьбу классов, «не встал на позицию беспощадного разоблачения всего отжившего, реакционного», а вместо того, чтобы раскрыть «свинцовые мерзости прошлого», он занялся «умильным любованием патриархальной стариной». А главное, в книге «нет марксистского принципа».
Статья С. Савенко "Послевоенный музыкальный авангард" размещена в подразделе "Музыкальные эпохи".
Разумеется, молодые композиторы, в отличие от политиков, не ставили себе специальной задачи «догнать» Европу или Америку. Они просто шли в том направлении, которое им подсказывала собственная натура и историческая ситуация. Они хотели говорить на новом языке.
«Новый язык» означал тогда освоение неизвестных советской музыке нововенской додекафонии и авангардного сериализма. несколько позднее — сонористики (тембровой композиции). На первый взгляд, все это было связано лишь с композиторской технологией, с ремеслом, к тому же отнюдь не новым — на это особенно напирали отечественные критики, ставившие «на вид» молодым композиторам «устарелость» серийного метода и тем самым, по существу, разделявшие поверхностно-авангардную точку зрения на важность смен художественной «моды».
Другой критический аргумент касался рациональной сухости и механистичности серийного метода композиции, а тем более сериального. Однако рационализм, с чем бы он ни был связан, для молодого поколения представлял собой позитивное качество. В то время особым престижем пользовались точные науки. И не только потому, что они находились на подъеме. В точном знании видели знание истинное, не отягченное субъективизмом и не подлежащее идеологическому манипулированию. Этот стимул был важнейшим и для западноевропейского, особенно немецкого, авангарда, стремившегося соединить разорванную линию традиции, восходящую к нововенцам. и как можно скорее и решительнее распрощаться с ложноклассической помпезностью фашистского искусства — сделав вид, что его вообще не было па свете. (...)
Наконец, самую резкую и драматическую перемену стилистического порядка пережил на рубеже 60-70-х годов Арво Пярт. Один из самых блестящих и последовательных приверженцев авангардных техник, первым схватывавший и выражавший самую суть нового приема, Пярт на несколько лет вообще отказался от сочинения, уйдя в кропотливое изучение музыки средневековья и Ренессанса. В результате явился на свет глубоко индивидуальный вариант «новой простоты» — строгое диатоническое письмо и ритмика, подобная мензуральной, подчиненная литургическому слову. Это «бегство в добровольную бедность», как позднее выразился сам композитор, раскрыло неожиданные возможности аскетического самоограничения.
Нетрудно увидеть в этом реакцию на авангардное изобретательство и, шире, на безудержную экспансию прогресса и построенную на нем европейскую цивилизацию. То, что бездумный прогрессизм ведет в тупик, человечество начинает осознавать все отчетливее. «Добровольную бедность» Пярта можно оценивать и в этом — более широком — аспекте.
"О психологической привлекательности тоталитаризма" нашим читателям рассказывает Бруно Беттельгейм.
В тоталитарных государствах противники режима живут в постоянном страхе совершить ошибку - раскрыть свои подлинные чувства, поставив на карту жизнь - свою, а то и своей семьи. Поэтому им приходится быть безукоризненными актерами. Но для этого надо прочувствовать роль, сжиться с ней. Лишь превратившись в послушного члена тоталитарного государства, человек может быть спокоен, что его не заподозрят в невыполнении какого бы то ни было приказа.
Привлекательность тоталитаризма - в его обещании разрешающего самые суровые внутренние конфликты мира с собою и дающего чувство собственной безопасности согласия с окружающим. К несчастью для противника режима, эти согласие и мир достигаются лишь утратой самостоятельности, самоуважения и человеческого достоинства. Царящее в тоталитарных государствах спокойствие оплачено гибелью души.
Вот и всё.
Михаил Зеленов
Размещено 13 мая 2008 г.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
|