Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Наш сегодняшний выпуск посвящен Великой Отечественной войне и Победе.
Новая подрубрика "Пермский Обллит" в цензурном разделе. Она открывается материалом "Из отчетов о работе Молотовского обллита за 1943, 1944, первую половину 1945 г."
Приходится иногда вмешиваться в содержание заметки, хотя в них разглашений нет, а также по вопросам верстки, на что требуется вдвое больше времени, чтобы прочитать такую газету. Некоторые редакторы многотиражных газет благодарят за это, но другие пытаются доказать, что мы вмешиваемся не в свое дело. Вот конкретный случай. В многотиражной газете «Стахановец» (завода № 260) № 8 за 26 июня 1944 года (Ф.И.О. отв. редактора Шатохин ) на первой полосе напечатаны «Три года Отечественной войны Советского Союза». На второй полосе дано пять отрицательных статей и заметок, причем охаяно все руководство завода, партийные и профсоюзные организации, начальники цехов, хозяйственники. (...) Неужели у Вас на заводе нет хороших рабочих, стахановцев? – Есть, – отвечает представитель редакции. Так почему бы их не показать в таком номере, когда Вы печатаете об успехах Красной Армии? Ведь рабочие тыла помогают Красной Армии. Далее разъясняю, что критика в газете должна быть и очень крепкая, но конкретная, а не вообще. В данном случае лучше было сделать подборку из положительных заметок.
Обллиту в аналогичных случаях нередко приходится обращаться за консультацией в сектор печати обкома ВКП(б), где мы встречаем большую поддержку.
Е.Э. Лебедева "“Они могли бы быть просто героями…” (Археологам – участникам Великой Отечественной войны посвящается)" в подразделе "Археология".
Исследователь древнерусских городов А.Ф. Медведев, впервые предпринявший в 1960 и 1961 гг. значительные раскопки в Городце на Волге, в июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт. Он был рядовым 975 артполка 8 стрелковой Краснопресненской дивизии Народного ополчения на Западном фронте. Участвовал в октябрьских боях за Москву под Ельней. В ходе этих боев попал в окружение, из которого с группой ополченцев вышел под Вязьмой. Из окружения А. Ф. Медведев на плащпалатке вынес раненого в ногу С.П. Толстова. Сам Сергей Павлович Толстов (впоследствии руководитель самой большой археологической экспедиции страны – Хорезмской) в первые же дни Великой Отечественной войны мечтал записаться добровольцем и попасть на самый опасный участок фронта. В июле 1941 г. просились добровольцами многие сотрудники исторического факультета МГУ, не имевшие специальной военной подготовки. Однако вскоре по указанию властей всех профессоров вернули на обычные места работы. Отказались подчиниться этому строгому приказу только три человека (двое из них вскоре были убиты), среди этих троих был Толстов.
Как и многие люди, проявившие героизм на войне, С.П. Толстов очень не любил рассказывать об этом. Не приходится удивляться тому, что о периоде его военной жизни коллеги, работавшие вместе с ним многие годы, узнали лишь после его смерти из воспоминаний некоторых лиц и из его официальных анкет.
А.В. Кессель "Памятный комплекс в честь горьковчан, погибших в годы Великой отечественной войны" в разделе "Текст пространства".
Здесь, вблизи памятных мест и реликвий, высоко над простором Волги, у Часовой башни кремля, горит Вечный огонь в честь бессмертия и славы воинов, героически павших в боях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов..
Открылась рубрика, посвященная Густаву Малеру, в Персоналиях музыкального раздела: М. Рубин "Густав Малер – композитор-гуманист", Д. Рабинович "Симфония возрождения к исполнению в Москве второй симфонии Малера".
Однако после подчеркнуто длинной паузы следует третья часть, которую Малер называет «Траурным маршем в манере Калло». Жак Калло — гениальный французский художник времен тридцатилетней войны; его цикл гравюр «Бедствия войны» вызывает такое же чувство ужаса, как и эта часть Симфонии. Начинается она весьма своеобразно — известным во всех странах немецкого языка каноном на слова «Брат Мартин, спишь ли ты?» Горькая ирония вступительных тактов перерастает в тягостную картину опустошения: все обречено на гибель. И все же, несмотря на глубокое отчаяние, простая трогательная мелодия трио вселяет надежду в душу человека.
Как и многие темы его симфоний, эта мелодия заимствована Малером из последней «Песни странствующего подмастерья». Слова ее передают все, что хотел сказать композитор:
При дороге липа распустила ветки.
Там я впервые во сне отдохнул.
Осыпан белоснежными цветами,
Полной грудью я жизнь вдохнул.
Так хорошо все было вновь:
И мир, и сон,
И горе, и любовь.
В четвертой части мощно звучит героическая тема, нашедшая свое выражение в нарастающем вихре всепобеждающей силы. Наконец, раздается тема победы. Возникая подобно сиянию солнца, победившего тьму, она развивает мелодию, которую мы слышали в начале первой части. Круг замкнулся. После пронесшегося урагана мир расцветает во всей своей немеркнущей красоте.
Повестки дня заседаний пленумов Нижегородского Областного комитета ВКП (б) за 1941 (февраль-март) и 1945 (июнь – октябрь) гг. опубликованы в разделе "Текст истории".
Заседание ХХ пленума от 18 июня 1945 г. (протокол и стенограмма)
Присутствовали: члены пленума – 30 чел.; кандидаты в члены пленума –8 чел.; члены ревизионной комиссии – 5 чел.; секретари ГК и РК ВКП(б) – 76 чел.
Президиум пленума: Родионов, Киреев, Гурьев, Педьев, Кузин, Баскаков, Лукин, Тихомиров, Куроедов, Зверев.
1. Об уходе за посевами и подготовке к уборке урожая и заготовкам сельскохозяйственных продуктов (докл. Родионов).
ГУ ГОПАНО. Ф.3 Оп.1 Д.4788 Л.1-38.
Отрывок из "Тетрадей 1914-1916" Людвига Витгенштейна представлен в разделе "Человек и текст".
Что я знаю о Боге и о цели жизни?
Я знаю, что этот мир существует.
Что я помещен в нем, как мой глаз в своем поле зрения.
Что нечто, сказанное о нем, является проблематичным.
Что мы называем это значением.
Что это значение лежит не в нем, но за его пределами. (...)
Ибо опять мы могли бы сказать, что тот человек наполнен целью существования, которому не нужна больше никакая цель, кроме того, чтобы жить. То есть тот, кто удовлетворен.
Решение проблемы жизни в исчезновении этой проблемы. (см. 6.521.) (...)
Я могу сделать себя независимым от судьбы.
Есть два божества: мир и мое независимое Я..
Я либо счастлив, либо несчастлив, вот и все.
Можно сказать: добро и зло не существуют.
Победителю: победи себя.
Михаил Зеленов
Размещено 21 мая 2008