Если что-то и есть нестабильное в мире, то это мышление.
Здравствуйте, уважаемые читатели электронного периодического издания "Открытый текст".
Сегодняшний обзор материалов сайта посвящен эстетике, вернее различным эстетикам (чувственным восприятиям) окружающего мира, в том числе мыслей и процесса их жизни.
Начнем с работы, в которой автор прослеживает движение музыкального языка по различным эпохам, останавливась на авангарде второй половины ХХ в. С "Психическим и историческим" М. Арановского можно ознакомиться в "Тексте музыки".
Бессознательное принципиально неспособно к аналитическому подходу, являющемуся инструментом сознания. Оно, напротив, исходит из целостного (недифференцированного) восприятия и понимания человека. Музыка, апеллирующая преимущественно к бессознательному, была и остается квинтэссенцией духовной сущности человека. Поэтому ей доступно только целостное восприятие человека. Именно погруженность музыки в сферу бессознательного обеспечивает ее силу, делая могущественной владычицей Человека как духовного феномена. Целостность непосредственна, а непосредственность легче и прямее всего выражается через эмоцию. Не случайно именно воздействие на эмоциональное состояние человека с древности лежало в основе всех культов. Мир эмоций достаточно широк и разнообразен, ассоциативно связан с внемузыкальными явлениями, что позволяет музыке моделировать внешний мир. (...)
В результате оказывается, что не мы управляем музыкальным языком, а музыкальный язык управляет нами, навязывая нам свою волю, свои единицы, связи и отношения, свои грамматики, и предписывая те или иные действия, которые мы совершаем на листе нотной бумаги. Это верно не только для индивидуального творческого акта, но и по отношению к функционированию музыки в обществе в целом.
Можно обратить внимание на то, что созерцательное восприятие действительности - вне времен и народов. В далеком XIX в. какой-то делопроизводитель составил описание различных бумаг, оставшихся от деятельности ведомства, руководившего духовным развитием общества. Фрагмент описи за 1812 г. № 556 фонда 570 "Нижегородская духовная консистория" ЦАНО опубликован в разделе "Архивы и текст". И само это описание больше говорит о стиле мышления делопроизводителя, чем о самой деятельности церкви.
1 |
Указы Синода за 1812 г. |
1812 г. |
2 |
Докладной реестр за 1812 г. |
1812 г. |
2а |
То же |
|
3 |
Дело о спорном владении рыбными ловлями между архиерейским домом и крестьянами Козинской волости Балахнинской округи. |
9 января 1812 г. – 31 июля 1816 г. |
4 |
Ведомости благочинных Нижегородской епархии о состоянии кошельковой суммы по церквам |
25 августа 1812 г. |
Предлагаем вниманию другой документ об органах власти и управления. Фотографии 1938 г. с Первой сессии Верховного Совета РСФСР опубликованы в подразделе "История Государственного управления после 1917 г.". Материал публикуется к 70-летию первой сессии. Это уже другая эстетика.
Материал к юбилею крупного ученого в подразделе "Археология": Е.Э. Лебедева "Отто Николаевич Бадер (1903 – 1979 гг.) – универсальный ученый когорты “последних из могикан”". Если кто-то хочет научиться мыслить универсально, то знает, у кого можно этому научиться. Эстетика научной мысли все-таки отличается от эстетики власти и управления, и приводит к каким-то неизгладимым изменениям лица.
В 2008 г. исполняется 105 лет со дня рождения Отто Николаевича Бадера – известного археолога, человека энциклопедических знаний и невероятной работоспособности... О.Н. Бадер посещал лекции по антропологии, палеоэтнологии и этнографии на физико-математическом факультете МГУ. Использование антропологии, этнографии, геологии и других естественных наук в археологических исследованиях стало характерной особенностью всей дальнейшей научной деятельности ученого. Это отразилось и в его научно-популяризаторской работе.
Городцовская школа привила О.Н. Бадеру навыки классификации и систематизации археологического материала, умение использовать типологический метод для реконструкции прошлого. Определяющую роль в его научной судьбе сыграли палеоэтнологическая школа Д.Н. Анучина, сложившаяся при кафедре антропологии 1 МГУ, и ее лидер – Борис Сергеевич Жуков. Лекции, практикумы, семинары Б.С. Жукова, В.В. Бунака и Б.А. Куфтина были направлены на то, чтобы сформировать у студентов комплексный – палеоэтнологический подход к изучению археологических, антропологических, этнографических и лингвистических источников для реконструкции облика древних культур.
От великого до смешного ровно столько же, сколько от науки до сумасшествия. Это доказывает соседство комплекса зданий Академии наук с домом скорби. "Историко-архитектурная характеристика комплекса клинической психиатрической больницы № 1 города Нижнего Новгорода (улица Ульянова, 41)" дана А.Ю. Абросимовой и А.А. Давыдовой в разделе "Текст пространства". Эстетика и того и другого не лучше и не хуже, но всё в одном месте приводит к диссонансу.
В декабре 1884 года постановлением ХХ очередного Нижегородского Земского собрания было «окончательно решено устроить в Нижнем Новгороде земскую больницу для душевнобольных». (...)Исследуемая территория в целом не обладает выразительным обликом. Сохранившиеся исторические корпуса практически скрыты для восприятия как с дворовой территории, так и с улицы Ульянова. Цельность и композиционное единство комплекса строений больницы отсутствуют, техническое состояние сохранившихся исторических корпусов плохое, что понятно даже при визуальном осмотре (имеются просадки, деформации). Поздние пристрои и новые корпуса возведены без учёта ансамблевости комплекса и не поддерживают архитектурного контекста в стилистическом аспекте. Корпуса, хотя и обладают достаточно интересным архитектурным обликом, не определяют образ территории в целом, однако являются архитектурными акцентами территории. В настоящее время образ района определяется масштабными зданиями, динамика объёмов и стилистика фасадов которых активно противопоставлены историческим сооружениям. В основном это здания, выстроенные в советский и постсоветский период, доминирующие в застройке района. В частности, на противоположной стороне улицы Ульянова возведено масштабное краснокирпичное здание ИПФ РАН, служащее ориентиром и градостроительным акцентом прилегающей территории. Пластическая выразительность его фасадов достигается за счёт крупных членений и лапидарности форм.
"Эстетикой мышления" М.К. Мамардашвили обогатился "Человек и текст". Читатель получит и эстетическую и ментальную радость от соприкосновения с Философией как эстетикой мышления.
...почему люди любят иерархию и готовы бесконечно рассуждать на тему, что выше - художественная истина или научная? Искусство или философия? Философия или наука? Чувства или мысль? В результате и на основе чего сформировалось распространенное представление, что в общем-то высшая радость и самое высшее состояние человека - это состояние художественное (это представление незаметно предполагает, что у художника, артиста, писателя всегда якобы есть какая-то особая привилегия). Мне же всегда казалось, что у таких людей есть нечто, что лишь помогает им в достижении художественного эффекта, а причина этого в их ощущении удачи или неудачи своего труда. Поэтому, скажем, когда поэт пытается выразить свое состояние в слове и ему не удается достичь ясности в том, что он испытал, у него всегда есть промежуточный слой успеха, приносящий удовлетворение. То есть непосредственная, чувственная материя стиха. И если он не добился по каким-то причинам полного успеха в слое мысли, поскольку стихотворение тоже мысль, он может найти удовлетворение в промежуточных слоях. К примеру, в какой-либо уникальной аллитерации, способной искупить неполный успех в сути дела. Но тогда прустовское рассуждение о поэтической радости как высшей радости едва ли представляется верным, если есть, так сказать, этот клапан, выпускающий излишний пар творческой энергии. Когда напряжение духа, не вполне реализованное, может тем не менее принести удовлетворение, поскольку в промежуточном слое чувственной конструкции (а стих обязательно умственная конструкция) есть успех. И можно хоть чему-то обрадоваться, даже тому, что не есть радость мысли. Следовательно, я уже отличаю тем самым радость мысли от какой-то другой радости - эстетической. (...)
И эти понятные, казалось бы, вещи расшифровать довольно трудно, приходится применять специальные понятия; пространство языка предполагает, что мы признали существование вещей, которые существуют сами по себе, они самодостаточны. Например, цветок цветет ни для чего, он цветет. Это наше дело, что мы радуемся цветению цветка, так и мир состоит из автономных и названных (означенных) явлений, самоцельных и самодостаточных. И одним из таких автономных, самодостаточных явлений является человек - свободный и ответственный.
Не самодостаточным читателям посвящается, самоцельным и радостным, а всем читателям, не для чего-то, а просто так.
Михаил Зеленов
13 июля 2008 г.