Новости обновлений с 7 по 12 июля 2008 г. (10.4 Kb)
Что наша жизнь? - Миф!
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Получение информации из внешнего мира, к чему мы все так стремимся, неумолимо продолжается с широко закрытыми глазами. Есть выход из этого бесконечного продолжения: перестать делать обобщения ("что НАША жизнь?", "К чему МЫ ВСЕ так стремимся"...). Но согласитесь, тогда и весь миф прекратится. А с ним прекратится и ВСЯ НАША жизнь. Другая жизнь будет продолжаться, никто этого и не скрывает, но НАША прекратится.
МЫ предлагаем несколько материалов, абсолютно разных, из совершенно не связанныххх друг с другом пространств, которые, однако, сходятся в одной точке - в точке мифа.
Историко-культурная характеристика дана Макарьевскому Желтоводскому монастырю в разделе "Текст пространства".
На протяжении нескольких столетий Макарьевский монастырь оставался одним из центров религиозной и духовной жизни не только Нижегородского Поволжья, но и России. Особенная атмосфера, сложившаяся в обители во второй половине XVII – начале XVIII века, привела к появлению здесь целого ряда личностей, определявших идеологическую политику страны. Отсюда вышли будущий патриарх Никон и его противник - протопоп Аввакум Петров, будущие иерархи Русской православной церкви: Симеон – архиепископ Сибирский и Тобольский, Иларион – митрополит Суздальский, Иван Неронов – протопоп, некоторое время входивший в состав ближайшего окружения царя Алексея Михайловича, и др.
Новый фрагмент (за 1813 г.) описи № 556 фонда № 570 "Нижегородская духовная консистория" опубликован в рубрике Центрального архива Нижегородской области.
42 |
Дело по прошению Н. Новгорода Казанской Нижегородской церкви дьячка Андрея Петрова о причинении ему той же церкви священником Алексеем Алексеевым обид побоями. |
7 апреля 1813 г. – 3 ноября 1814 г. |
43 |
Дело по прошению с. Вечкусова крестьянской женки Анны Григорьевой о привлечении к ответственности священника Льва Петрова за избиение ее кадилом. |
10 июня 1813 г. – 26 февраля 1815 г. |
44 |
Дознание по делу о краже дьячком Нижегородской Симоновской церкви Родионовым церковных денег. |
3 октября 1813 г. – 17 марта 1815 г. |
45 |
Дело по прошению пономаря с. Работок, Макарьевской округи, Василия Андреева о запрещении священнику с. Румянцева, Нижегородской округи Иванову держать в своем доме дочь, бежавшую от мужа. |
18 ноября – 5 декабря 181 |
Библиотека раздела "Цензура и текст" пополнилась книгой Николая Энгельгардта "Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703 – 1903)": Предисловие. Начало русской цензуры; Очерки александровской и николаевской цензуры.
«Ha нижнее состояние,—говорит Булгарин,—y вас поныне вовсе не обращали внимания в литературно - политическом отношении и по их безмолвию судили о них весьма неосновательно. Этот класс читает весьма много. Обыкновенное их чтение составляют духовныя книги. Раскольничьи скиты, волостныя правления и вольныя слободы суть места, где разсуждают о всех указах н мерах правительства и читают статьи, относящияся до устройства России. Ko мне несколько раз являлись мужики и торговцы с просьбами продать или подарить нумерок журнала. Магический жезл, которым можно управлять по произволу нижним состоянием, есть «матушка Россия». Искусный писатель, представляя сей священный предмет в тысяче разнообразных видов, как в калейдоскопе, легко покорит умы нижняго состояния, которое y вас разсуждает более, нежели думает». (...) Что касается «гиерархии литераторов и ученых», то не без основания, если разсмотреть закулисную сторону журналистики 20-х годов, Булгарин их почитает классом, с которым «гораздо легче сладить в России, нежели многие думают». Истинных ученых мало, и те, по большей части, иностранцы. Так же мало и серьезвых литераторов. A стихотворцев и памфлетистов нет ничего легче, как «привязать ласковым обхождением и снятием запрещения писать о безделицах, например, о театре». В заключение Булгарин советует уже «для всех вообще» иметь какую-нибудь «одну общую, маловажвую цель». И выбирает из всех «безделиц»—театр. Он утверждает, будто бы с тех пор, как запрещено писать о театре и судить об игре актеров, молодые люди начали сходиться вместе, толковать о политике... Ho мало того, театр занимает все состояния, и статьи о нем служат пищею для всеобщих разговоров в чертогах знатных, в казармах и в гостином дворе. Между тем в дирекцию Шаховскаго и Милорадовича запрещено было публике даже выражать неудовольствие игрою артистов или хлопать актрисам, бывшим y начальства в немилости.
Статья "Музыка" из "Малой советской энциклопедии" (2-е изд. М., 1938. Т. 7) размещена в Глоссарии.
Основным материалом муз. искусства являются тоны, т. е. муз. звуки определенной высоты, силы, длительности и окраски (тембра). Совокупность всех употребляемых в практике муз. звуков образует муз. строй, или систему. Но мельчайшим элементом муз. речи является не отдельно взятый звук, сам по себе еще ничего не выражающий, а интонация— мельчайшая ритмо-мелодическая ячейка М. Муз. интонации образуют мотив, из мотивов строится муз. фраза, муз. предложение, период и т. д. (см. Форма музыкальная).
Для каждого народа в определенный период его культурного развития характерна своя интонационно-ладовая система, без изучения к-рой в ее развитии невозможно получить полного и ясного представления о муз. искусстве данного народа.
В народном муз. творчестве автор мелодии являлся и ее исполнителем. Народная М., не нуждавшаяся в нотной записи, жила и развивалась, переходя из поколения в поколение путем устной передачи.
Роман Симоны Шварц-Барт "Жан-Малыш с острова Гваделупа" появился в разделе "Человек и текст".
Старуха пытливо глянула на него, протянула руки к огню и долго качала головой, будто ответ Жана-Малыша доставил ей тайную радость; потом она вновь заговорила замогильным голодным голосом, в котором все еще звучала скрытая угроза:
- Сын человека, ты обращаешься ко мне так, как того требует мое звание, спасибо тебе за это. Но скажи, разве ты не удивлен, что лицезреешь Королеву в таком обличье, с безобразной, завшивевшей головой?
- А чему тут удивляться? — тихо прошептал Жан-Малыш.
- Так ли ты уверен, что в этом нет ничего удивительного? — вдруг недоверчиво и чуть грустно прошепелявила старуха.
- О Королева, — задумчиво отвечал Жан-Малыш, — с тех пор, как я скитаюсь по необозримому миру, я по-настоящему удивляюсь только одному — самому себе: почему появился на свет такой человек, как я? Вот что мне непонятно и что меня больше всего удивляет. Я скажу тебе правду, скажу потому, что раскрыть душу — не значит унизиться: я все чаще и чаще смотрю на себя как в зеркало и вижу, что я смешон. (...)
Ему казалось, что он видит дальше уродливой внешности старухи. И хотя он так и не свыкся к окружавшим ее тяжелым духом, с царапающим слух голосом, он смог даже делить ложе с этим обтянутым иссохшей кожей призраком, который исподволь испытующе следил за человеком, избегая смотреть ему прямо в глаза. Порой она угадывала его мысли и растроганно говорила:
- Поистине начинают прозревать твои глаза, глаза твоей души, впервые в жизни открывают они веки...
Посмотреть на жизнь своего мифа может, конечно, любой, но любому это не нужно. Любой ускоряет походку, завидев Королеву, и делает вид, что не видит ее.
Так и не надо. Не для того мифы делаются, чтобы смотреть на них глазами единственной реальности.
Михаил Зеленов
(0.2 печатных листов в этом тексте)
|