subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Новости обновлений сайта с 12 по 17 июля 2007 г. (21.17 Kb)

Человек был и остается субъектом культуры. Этот опыт бесценен - человек становится Человеком. Увы, именно это не дает ему увидеть мир другими глазами.

Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".

Человек растет вне зависимости от семьи и общества, поэтому они ревностно относятся к его развитию, пытаясь воспитанием и образованием направить в нужное им русло.

Новинки в рубрике Справочно-информационного фонда Центрального архива Нижегородской области. В подрубрике "Государство и Право" - список книг "Семейное право СССР". А также новая подрубрика - "Народное образование. Педагогика", в ней список "Дошкольное воспитание".

34С45
Г-34
28315
Генкин А., Кишкин С., Роднянский А.
Кодекс законов о браке, семье и опеке.
 
М.
1929
212
 
34С45
К-57
49673
 
Кодекс о браке и семье РСФСР.
 
М.
1969
64
Официальный текст.

372
Д-31
41025
Демурова Е.Ю.
Из дневника заведующей детским садом.
 
М.
1958
144
 
372
И-72
30156
 
Инструкция по организации летних сельских яслей.
 
М.
1925
31
 
372
Н-37
7426
 
Наша начальная школа.
Т. 1
СПб.
1873
 
 

Семейные ценности (как духовные, так и - особо - материальные) хранятся если не внутри, то в в самых заветных местах. Размещено продолжение книги  Т.Д. Панова "Клады кремля": главы "Клады XIII - XV веков" и "Клады XVI - XVII веков"

В мае 1664 года Анна Ильинична Морозова (из рода Милославских) сделала богатый вклад в кремлевский Чудов монастырь. Это было связано со смертью ее мужа Бориса (Ильи) Ивановича, умершего 1 ноября 1661 года и похороненного на монастырском кладбище рядом с храмом Чуда архистратига Михаила, на фамильном участке Морозовых.
Вклад вдовы состоял из набора золотых церковных сосудов и других атрибутов, выполненных по заказу Moрозовой мастерами Оружейной палаты в Кремле. (...) ... вклад Анны Морозовой был; обнаружен в 1931 году замурованным в стену одного из зданий Чудова монастыря, и нашли его строители, разбирая постройки этого комплекса. Вещи находились в деревянном футляре. В состав вклада входил литургический прибор — золотые потир, дискос, звездица, две тарели, лжица (ложка) и копие. Вкладная надпись была размещена на поддоне потира и гласила: «Сии золотые сосуды дала вкладом боярыня Анна Ильична в Чудов монастырь по муже своем по боярине Илья Ивановиче Морозове 172 году мая 20 день». (...) Вклад боярыни Морозовой, эти ценные высокохудожественные изделия русских мастеров середины XVII столетия, скорее всего, были припрятаны (до лучших времен) братией Чудова монастыря в послереволюционные годы, когда гонения на церковные институты и национализация богатств русской церкви приняли необратимый характер. И произошло это сокрытие золотых вещей в стене одного из монастырских зданий где-то между 1917 и началом 1920 года. Характерно, что опись мая 1920 года не упоминает уже ни одного культового предмета из золота, в отличие от документов XIX века. Найденный в 1931 году набор золотых изделий поступил сначала в «Антиквариат», откуда через эмиссионный отдел Госбанка в 1932 году его передали в Оружейную палату, в экспозиции которой он и выставлен.
Все вещи из литургического набора, вложенные боярыней Анной Морозовой в Чудов монастырь, выполнены из золота с использованием драгоценных камней (изумру- 
 
 
Рис. 2
Золотые дискос и звездица,
изготовленные в крелиевских мастерских в XVII веке.
Стены Чудова монастыря послужили их спасению
в первые послереволюционные годы.
 
дов, турмалинов), жемчуга и цветных эмалей. Надписи и декор сделаны в технике чеканки и резьбы. Только копие изготовлено из стали (его длина 24 см), но закреплено оно в золотую круглую ручку, украшенную жемчугом, эмалью и драгоценными камнями.
О некоторых тонкостях педагогической практики, превращающей духовное в материальное, повествует статья Николая Теплова "Акробатство в музыке" , которая появилась в музыкальном разделе.
...виртуозы, которые, преподнося публике никуда не годные в музыкальном отношении вещи, какой-нибудь «Секстет из Лючии», ожидают от последней аплодисментов и огромных денежных вознаграждений, только потому, что вещи, ими исполняемые, —  трудные, требующие от исполнителя необыкновенной ловкости пальцев. Иначе, виртуоз, за публичную демонстрацию ловкости своих пальцев, — демонстрацию, сопровождаемую звуками незавидного качества (двойные флажолеты и pizzicato) —  ожидает от публики и духовного и материального вознаграждения и, что как будто достойно удивления, получает и то, и другое в изобилии. Я говорю «как будто» потому, что, в действительности, как предложение акробатства со стороны виртуозов, так и спрос на это акробатство со стороны публики, есть совершенно естественное последствие простого недоразумения, источником которого служит, во-первых, незнание (как со стороны виртуоза, так и со стороны публики) того, что такое искусство и какие, поэтому, требования следует предъявлять музыке, а во-вторых, то обстоятельство, что публика, безусловно, верит авторитетности в деле музыки виртуозов и профессоров консерваторий. (...) Предложите любому профессору скрипки или его лучшему ученику, будущему виртуозу, вопрос «что такое искусство?» и вы увидите, что ответят вам эти специалисты, пропитанные насквозь флажолетами. В лучшем случае вы услышите от них ответ, по неясности граничащий с нечленораздельными звуками. А всего вероятнее, что вы не получите от них никакого ответа по той простой причине, что вопрос ваш их не интересует вовсе и они никогда даже о нем не думали. (...)
Если бросить общий взгляд на концертную деятельность виртуозов и ее происхождение, получается следующая не только назидательная, но даже, скажу, величественная картина. Древле, от «цехового хвастовства» и скрипки (или фортепьяно) родилось «музыкальное акробатство» и теперь оно, как некая тайная наука, свято хранится у жрецов ее, профессоров консерватории, которые только изредка, сами или через великих своих учеников, проявляют его перед благоговейной и ничего решительно не понимающей толпой концертных слушателей, а эти последние в благодарность за то глубокое эстетическое наслаждение, которого они не получили, восторженно рукоплещут жрецам и осыпают их золотом.
Конечно, ценности духовные, судьба семьи передаются и сохраняются с бОльшим трудом. Подраздел "Семейные архивы" продолжает публикацию материалов конференции 2007 "Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества": Нагорных Л. А. (Нижний Новгород). От семейных документов Пономаревых к историческим фактам, Нагорных Л. А., Пономарев В. Л. (Нижний Новгород). Пономаревы: трагическая судьба сыновей.
Трагически сложилась судьба сыновей в семье Пономаревых. Два младших сына умерли от болезней: Виктор в младенчестве, Владимир в 38 лет от туберкулеза, а двое старших Сергей и Леонид, самых способных и успешных, стали жертвами сталинских репрессий.
Сергей Иванович родился 5 октября (с.с.) 1891 года. Сохранилось свидетельство об окончании им Башкировского мужского начального училища в 1903 году. После смерти отца Сергей, которому было семнадцать лет, учился и работал на подсобных работах у купца, нужно было как-то кормиться.
14 июля 1914 года началась первая мировая война. В 1915 году Сергея призвали в армию. В армии Сергей решил пойти по стопам отца и был направлен в военно-фельдшерскую школу, затем его направили на Кавказский фронт, где шли военные действия с Турцией. (...) В 1935 году Сергей Иванович с семьей перебрался на родину в Горький (Нижний Новгород был переименован в Горький в 1932 году). В Горьком ему предложили создать ветеринарную лечебницу в Ленинском районе на ул. Июльских дней, д.2, и должность главного врача. (...) 8 декабря 1937 года Сергея Ивановича Пономарева арестовали, 13 декабря 1937 года решением тройки Управления НКВД Горькрая он был признан виновным и осужден к ВМН (высшей мере наказания), 16 декабря 1937 года приговор приведен в исполнение.
В чем обвиняли Сергея Ивановича? В 1937 году было заведено дело по обвинению бывших кулаков-мясоторговцев в создании контрреволюционной террористической вредительской организации, в состав которой вошли мясоторговцы Канавинского рынка, раскулаченные и лишенные избирательных прав. (...)
До 1956 года родные ничего не знали о судьбе Сергея Ивановича. (...) Жене Сергея Ивановича вручили справку о реабилитации, и она узнала, что муж был расстрелян.
(...) Второй сын, Леонид Иванович Пономарев, родился 14 апреля 1898 года. Леониду Ивановичу было всего девять лет, когда  умер отец. При Вдовьем доме, куда переехала семья, было начальное училище, которое Леонид Иванович заканчивает, о чем имеется Свидетельство №393 от 25 августа 1910 года. Уже девятилетним мальчиком Леонид Иванович зарабатывает свой кусок хлеба. (...) 2 апреля 1935 года на заседании Курского обкома ВКП(б) кандидатура Пономарева Леонида Ивановича утверждена на должность директора Курского пединститута. (...) Членом этой троцкисткой организации был назван и Леонид Иванович Пономарев. В феврале 1936 года его арестовали в Курске и отправили в Москву. Поскольку это дело рассматривалось как дело особой важности, следствие проходило в Москве. Леонид Иванович находился в Бутырской тюрьме до октября 1936 года. 2 октября он был осужден по статье 58 пп.8.11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу, почти год и семь месяцев ожидал своей участи, а 13 мая 1938 года приговор был приведен в исполнение. Семье сообщили, что он осужден на 10 лет лагерей без права переписки. Неоднократно обращались родственники в органы власти, но о судьбе Леонида Ивановича никаких известий не было. 2 марта 1956 года на запрос семьи было прислано свидетельство о смерти 13 мая 1938 года, в строке «причина смерти» прочерк. И только в 2001 году из справки о реабилитации стало известно, что он расстрелян.
В общем... любую ценность, прежде всего - жизнь как ценность - ожидает забвение. Шквал аплодисментов, ларец с золотом человеческому телу становятся ненужными, когда человеческое тело оказывается на кладбище. "Материалы паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – Тихвинского кладбища в городе Арзамасе Нижегородской области" опубликованы в рубрике "Малые города" раздела "Текст пространства".
Тихвинское городское кладбище в Арзамасе было образовано по указу Синода в 1772 года в связи с реализацией серии общероссийских мероприятий второй половины XVIII века, запрещавших устраивать захоронения в черте города. Для него на городской выгонной земле была отведена специальная территория за речкой Шамкой рядом с Саратовским (Пензенским) трактом (современная улица Володарского) к юго-востоку от города. Границы кладбища были сформированы к маю 1785 года. До этого уже на средства арзамасского купца М.С. Маслёнкова на нем были выстроены два храма – Тихвинский (холодный, 1773-1777 годы) и Скорбященский  (тёплый, 1786-1787 годы). (...) Согласно сохранившимся городским планам XIX века территория кладбища, имевшая трапециевидную форму, с севера и востока от городских кварталов была отделена оврагами, с запада – Саратовским трактом, поэтому ее постепенное расширение шло в южном направлении.
 В XIX веке в Арзамасе существовала традиция крестного хода из Спасского собора на кладбище в день праздника Тихвинской иконы Божьей матери (26 июня по ст. ст.). По воспоминаниям, это был значительный праздник для всей нижней части города, когда кладбище посещало большое количество людей.
В советское время Тихвинская и новая Скорбященская церкви были уничтожены. Сохранившийся и ныне действующий храм с колокольней переосвящён во имя Тихвинской иконы Божией Матери. (...) На территории кладбища сохранилось небольшое количество могил с надгробиями XIX века, представляющих интерес как примеры малых архитектурных форм мемориального характера. К юго-востоку от Тихвинской церкви расположена могила известного писателя-краеведа Н.М. Щеголькова.  
Общая оценка общественной, научно-исторической и художественной значимости памятника:
  Пример городского кладбища XVIII века, для организации которого была отведена специальная территория за городской чертой. Имеет историческое и социо-культурное значение как место проведения религиозных  и гражданских ритуалов в память умерших и погибших. На территории кладбища захоронен купец М.С. Маслёнков, финансировавший строительство  здесь двух церквей. Сохранившееся небольшое количество могил с надгробиями  XIX в., в том числе известного арзмасского писателя-краеведа Н.М. Щеголькова, представляет интерес как примеры малых архитектурных форм мемориального характера.

Надо признаться, что именно такой оборот событий человеческой жизни не устраивал человека. Все его стремления изменить культуру вокруг себя обречены на аплодисмент. Единственное, что остается незамеченной публикой - стремление человека изменить культуру внутри себя. Вечно актуальные рассуждения остроумного француза об этом размещены на нашем сайте:  Книга первая "Опытов" Мишеля Монтеня появилась на полках раздела "Человек и текст".

Те, которые вменяют людям в вину их всегдашнее влечение к будущему и учат хвататься за блага, даруемые нам настоящим, и ни о чем больше не помышлять, – ибо будущее еще менее в нашей власти, чем даже прошлое, затрагивают одно из наиболее распространенных человеческих заблуждений, если только можно назвать заблуждением то, к чему толкает нас, дабы мы продолжали творить ее дело, сама природа; озабоченная в большей мере тем, чтобы мы были деятельны, чем чтобы владели истиной, она внушает нам среди многих других и эту обманчивую мечту. Мы никогда не бываем у себя дома, мы всегда пребываем где-то вовне. Опасения, желания, надежды влекут к будущему; они лишают нас способности воспринимать и понимать то, что есть, поглощая нас тем, что будет хотя бы даже тогда, когда нас самих больше не будет. Calamitosus est animus futuri anxius. Несчастна душа, исполненная забот о будущем (лат.).
 
Вот великая заповедь, которую часто приводит Платон: "Делай свое дело и познай самого себя". Каждая из обеих половин этой заповеди включает в себе и вторую половину ее и, таким образом, охватывает весь круг наших обязанностей. Всякий, кому предстоит делать дело, увидит, что прежде всего он должен познать, что он такое и на что он способен. Кто достаточно знает себя, тот не посчитает чужого дела своим, тот больше всего любит себя и печется о своем благе, тот отказывается от бесполезных занятий, бесплодных мыслей и неразрешимых задач. Ut stultitia, etsi adepta est quod concupivit nunquam se tamen satis consecutam putat: sic sapienta semper eo contenta est quod adest, neque eam unquam sui poenitet. "И если глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, все же никогда не считает, что приобрела достаточно, то мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя"(лат.).  
Эпикур считает, что мудрец не должен предугадывать будущее и тревожиться о нем. (...)
 
Как учение – мука для лентяя, а воздержание от вина – пытка для пьяницы, так умеренность является наказанием для привыкшего к роскоши, а телесные упражнения – тяготою для человека изнеженного и праздного, и тому подобное. Вещи сами по себе не являются ни трудными, ни мучительными, и только наше малодушие или слабость делают их такими. Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны. Весло, погруженное в воду, кажется над надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы его видим.

Как известно, Небо и Земля не обладают человеколюбием, но принимают человека. Человек тоже может принять Небо и Землю, однако его взгляд на всё земное, в том числе и на культуру, субъектом которой он является, изменится. Он перестанет смотреть глазами объекта, он перестанет смотреть глазами субъекта, он станет свидетелем самого себя, Неба и Земли, Свидетелем, глаза которого повсюду.

Михаил Зеленов.


(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 21.17 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100