Сейчас за стеной комнаты ночь. Несколько фонарей освещают улицу. Можно смотреть на темное небо. В общем-то, неба не видно, одна сплошная темнота. Но если смотреть долго, то будет видно, как появляется свет. Все знают, что после ночи будет день. День - это когда на небе вместо темноты - Солнце. Солнце принесет радость, если его ждать. Все знают, что майское похолодание пройдет, будет лето. Лето - когда Земля максимально близко подходит к Солнцу. Земля подходит к Солнцу, так как думает, что Солнце - центр ее вселенной. Когда Земля отворачивается от Солнца, она видит, как в темноте неба путешествуют много-много ее друзей. Когда Земля поворачивается к Солнцу, она видит Свет и чувствует тепло. И что-то такое она чувствует и в себе. Земля думает, что Солнце - ее центр.
Читателям ЭПИ "Открытый текст", покорителям различных пространств, жителям различных миров, свидетелям, очевидцам разворачивания и сворачивания - рассылка о различных пространствах.
Пространство слова "Человек" многомерно. Об этом можно узнать в новой рубрике "Человек" в разделе "Глоссарий". Размещены трактовки термина "Человек" из словарей: Преображенский, А. Г. Этимологический словарь русского языка – М., 1958., Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка: пособие для учителей. М., 1975. , Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 томах. М., 1999.
Человек. Общеслав. Происхождение неясно.. Возможно, является сложным словом, состоящим из чело и век. Первая часть – чело – имела значение «верх, возвышенность», откуда далее «высшее качество» (см. чело); вторая – векъ – значение «сила» (ср. увечить, см. век).. В этом случае первоначальное значение человекъ может быть определено как «обладающий полной силой, взрослый мужчина.
Добровский (ФЗ. 1880): чело- = frons как pars pro toto, значит лицо, голова: -векъ = лат. voc-s (vox). гр. *Fεπος. сскр. vakti говорит, сказывает; vāk речь, слово, голос и проч.; след., человек = говорящее чело, лицо, голова, существо.
Др.-рус. (с XI в.) человекъ – «существо человеческого рода», «человек как член общества», «человек, находящийся на службе у кого-л.», «чей-л. слуга», человечьскъ, человечьскый, человечий (...) В словарях только с середины XIX в. (в смысле «гуманный» впервые – у Даля (...) Устойчивее других пока считается объяснение, предложенное еще в 70-х гг. XIX в. немецким лингвистом Циммером, по мнению которого о.-с. *čelovčkъ: в первой своей части (*čel: * čьl-) связано с о.-с. *čeljadь > рус. челядь; и.-е. корень *kұei – «род», «клан», «стая», «рой», «толпа»; во второй – с лит. vaĩkas – «дитя», «детеныш», «потомок», «мальчик» (жжем. «девушка»), vaĩkis – «парень», «батрак»; латыш. vaiks – «мальчик», «юноша»; др.-прус. Vaix – «работник», «батрак», vayklis – «сын"; и..-е. корень *ųeik- (:ų-) – «жизненная сила», «энергичное проявление силы» (Pokorny, I, 1128–1129). См. век, увечье. Т.о., старшее, первоначальное значение о.-с. *čelovčkъ: *č(ь)lovčkъ – «дитя, отпрыск, потомок семьи, рода, клана».
В XVII веке человек выделился из толпы, обратился к своему внутреннему миру, обрел собственное лицо, что сразу сказалось на музыке. Подраздел "Музыкальные эпохи" начал размещение избранных глав книги Е.М. Браудо "Всеобщая история музыки". Сегодня на сайте: Отдел третий (Эпоха генералбаса. Начало новой музыки (1600-1750)). Гл. 15
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. Обновление музыки. Возникновение оперы. Флорентийские реформаторы. Пери, Каччини. Генералбас. Венецианская школа. Клавдио Монтеверди. Его последователи (Кавалли, Чести и др.). Оратория. Джакомо Кариссими и его стиль. Культовая музыка в Риме, Болонье и Венеции. Кантата. Сольное пение. Семнадцатый век занимает в истории музыки совершенно особое место. Старое искусство достигло своего апогея, царство контрапункта закончилось вместе с победой новых светских веяний. Человек, освобожденный от гнета церковности, начинает искать в музыке естественного, простого выражения своих интимных, личных переживаний.. Вместе с образованием сильного жизнедеятельного слоя буржуазии, проникнутой верой в свою творческую мощь, возникают формы, основанные на преобладании сольного принципа. Старая контрапунктическая музыка, знаменовавшая собою поглощение переживаний одного лица переживаниями бесчисленного множества других, уступает на пороге 17 столетия место музыке, окрашенной в чисто индивидуальные тона, В этом раскрепощении индивидуальности мы видим главный признак нового времени. В такую эпоху перелома создаются новые формы инструментальной и вокальной музыки. В противоположность прежнему связанному хоровому стилю возникает концертирующий. Он завоевывает не только камерную, но и церковную музыку. Стремление к непосредственности музыкального выражения, к осязательности и образности сближает музыку, до 17 века совершенно лишенную всякой связи с реальным миром, с драмой. Безличные голоса заменяются поющими лицами. Из сочетаний музыки с драмой возникает новая, чрезвычайно важная художественная форма, опера.
В XVIII веке центром человеческой жизни выступал Кремль, в котором сидел Наместник. Человек силой наместника регулирует отношения между другими человеками. Центральный архив Нижегородской области" продолжает публикацию описи фонда Нижегородского наместнического правления. См.: Ф.4. Оп.1а. 1786 год. Д.2954-3072.
2954 |
Сообщение Главного кригс-комиссариата о наложении запрещения на имение жены купца Поповой А. П. |
24 июня 1786 |
1 |
|
2955 |
Сообщение Нижегородской купеческой палаты о высылке денег на расход по архиву. |
31 июня 1786 |
1 |
|
2956 |
Доношение Балахнинского уездного суда о взыскании с вдовы Фурсовой денег за бумагу по ее исковому делу. |
3 сентября 1786 |
1 |
|
2957 |
Доношение Балахнинского уездного суда о возобновлении межевых признаков в даче жены генерала Беликовой М.В. с. Кубинцева с деревнями. |
3 августа 1786 |
1 |
|
2958 |
Дело о прикомандировании пяти солдат для сопровождения казенного соляного каравана под управлением поручика Озерова. |
4 августа 1786 – 6 сентября 1786 |
3 |
|
2959 |
Дело о выдаче паспортов женам бывших присяжных банковской конторы, находящихся под следствием, Медведевой А.С. и Макаровой М.Н. |
14 августа 1786 |
3 |
В XIX веке человек стал отходить от старого центра, от Кремля, строить свои усадьбы. Подраздел "Дома" раздела "Текст пространства" знакомит со статьей А.И.Давыдова "Дом № 5/31 по улице Ошарской. Историко-архитектурная характеристика".
Данная статья посвящена одному из памятников жилой гражданской архитектуры, именуемому в Государственных списках объектов культурного наследия как дом П. Петровой (Нижний Новгород, улица Ошарская, 5/31). (...) Район города, где расположен исследуемый объект, обрел существующую планировку на основе первого генерального плана Нижнего Новгорода, разработанного в 1770 году. (...) В последующем (конец XVIII - начало XIX веков), на его основе был разработан целый ряд генеральных планов. Их осуществление позволило урегулировать историческую средневековую радиально-концентрическую (радиально-полукольцевую) планировочную структуру Нижнего Новгорода, ядром которой являлся кремль. От него в разные стороны расходились лучи спрямленных улиц. Одним из таких лучей (правда, недоходящим до кремля) стала улица Ошарская. (...) Проект этого здания, первоначально считавшегося усадебным флигелем, разработал весной 1843 года нижегородский городовой архитектор Георг Иванович Кизеветтер (1808 – 1857), о чем свидетельствует его подпись на чертеже. Этому талантливому зодчему Нижний Новгород обязан появлением многочисленных жилых домов, архитектура которых отражала переход от позднего классицизма к академической эклектике. Таковым и является исследуемый объект.
В XX веке человек пытается стать еще более свободней, он говорит (человек - говорящее чело) всё, что хочет, а также пишет и поет по своему усмотрению. Это не нравится Кремлю. В разделе "Цензура и текст" размещен справочник "Постановления Коллегии, Президиума Коллегии НКПроса РСФСР о цензуре, Главлите и Главреперткоме за 1926 год. Указатель"
Январь 12. ЗПК 2-1 Заявление писателя Н.А.Крашенинникова о запрещении ГРК нового текста к опере Глинки «Жизнь за царя», названной им – «Минин» // 2306.69.573.6.
март 03. ЗПК 16-1 О пересмотре книжного состава церковных библиотек // 2306.69.576.1.
апрель 12. ЗК 18-1 О запрещении ГРК к постановке пьесы Нариманова «Надир Шах» // 2306.69.597.1.
май 04 ЗПК 20-2 О цензуре кино-фильм // 2306.69.576.48.
июнь 29. ПК 28/336-8 О циркуляре ГПП за №58 от 4/V-с.г. «о лекциях разъездных лекторов» // 2306.69.563.36.
июль 15. ЗК 39-2 Жалоба гр. Атабекян А.М. на Главлит по вопросу о разрешении к печатанию его статьи «Леность как профессиональная болезнь» // 2306.69.599.36.
август 24. ЗПК 43-1 Об ответе т.Рыкову по поводу снятия ГРК некоторых пьес с летнего репертуара группы играющей в Зимнем Театре «Эрмитаж» // 2306.69.578.1.
сентябрь 24. ЗК экстренное 48-1 О постановке в МХАТ I-м пьесы Булгакова «Семья Турбиных» // 2306.69.600.8.
октябрь 19. ЗПК 57-2 О пьесе гр. Лунина «Две правды» // 2306.69.601.50.
ноябрь 30. ПК 50/358-23 Заявление Крашенинникова о запрещении Главлитом к печатанию его романов «Целомудрие-отрочество» и «Девственностьа» // 2306.69.571.52.
декабрь 23. ЗК 70-1 О контроле над радиовещанием // 2306.69.603.29.
Тогда же Кремль пытается вернуть человека в лоно человечества, (*čelovčkъ: в первой своей части (*čel: * čьl-) связано с о.-с. *čeljadь > рус. челядь; и.-е. корень *kұei – «род», «клан», «стая», «рой», «толпа»; во второй – с лит. vaĩkis – «батрак»; др.-прус. Vaix – «работник», «батрак»). Повестки дня заседаний пленума Нижегородского крайкома за 1933 г. в подразделе " История Государственного управления после 1917 г."
Заседание IV пленума от 19 – 23 января 1933 г. (протокол № 4
и стенографический отчет)
Президиум: члены Крайкома, кандидаты в члены Крайкома, члены Край КК, секретари Райкомов.
Об итогах объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б).
- Об итогах пятилетки край и задачах 1933 г. – первого года второй пятилетки.
- О выполнении промфинплана на примере работы завода «Красное Сормово», Станкозавода, Муромского паровозо-ремонтного завода и кожзавода им. Коминтерна.
- О подготовке к весеннему севу 1933 г.
- Оргвопросы.
Кажется, нет человеку возможности освободиться от центра по имени Кремль. Но человек (Первая часть – чело – имела значение «верх, возвышенность», откуда далее «высшее качество» (см. чело); вторая – векъ – значение «сила». В этом случае первоначальное значение человекъ может быть определено как "обладающий полной силой") просто забыл основы освобождения. Раздел "Человек и текст" знакомит с частью XII-й книги Махабхараты - "Мокшадхарма (Основа освобождения)".
От непреходящего — пространство, отсюда — ветер, свет и вода — отсюда; Из воды порождена преходящая (земля), а преходящий мир — от преходящей. Из этих тел переходят в воду, из воды в свет, из света в воздух, (затем в пространство); Из пространства не возвращаются те, что, приобщась Бытию, Запредельного достигают. (...) Тело познает касанье, язык — вкус, нос — запахи, звук познается ушами, Образы — глазом; но люди, не знающие внутреннего «Я», Запредельное То не постигают. Человек, отвративший вкус от вкусного, обоняние — от запахов, слух — от звуков; От касаний , — кожу, от зримого — глаз, своё Самосущее, Запредельное видит. То, чем захваченный действует (человек), то, в чем развиваются начинанья, То, чем и в чём становясь делателем, тот действует, называется скопленьем. То, что будучи всё уготовляющим и направляющим, о чем мантры говорят как о пребывающем в мире,. Что есть всепричина — высочайшая душа, от делателя и действия отлична, Как любой человек за свои дела получает хорошее или дурное, Так в телах, порожденных делами, в хороших или дурных, скрыто это знанье. Как ранее зажженный светильник, сияя, иное, чем он (сам) выявляет, Так и ветвистое дерево пяти чувств, зажженное знаньем Запредельное выявляет.
Выявляет — мысль данной шлоки выражена довольно неуклюже, это затрудняет ее понимание. Обращает на себя внимание оборот «иное», чем он (сам)». «Он» нужно для параллелизма; чувства выражают иное, чем есть они сами, запредельное им, с которым они не сливаются, а только способствуют его выявлению, в сознании человека, как светильник выявляет находящиеся во мраке предметы, не сливаясь с ними. Но как светильник сам по себе не светит, пока его не зажгут, так и чувства сами по себе не способны выявлять Запредельное, пока они не зажжены огнем познания.
Человек просто забыл, что центр Земли - не Солнце, что центр Земли - в самой Земле. Земля вертится вокруг своего центра, вокруг своей оси, не в силах найти её, озираясь вокруг себя, глядя то на Солнце, то на темное-темное небо. А человек... в общем... ну... выявляет, что ли.
Михаил Зеленов
Разослано 30 апреля 2007.
Размещено 23 июля 2007 г.