Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Рассылка посвящена событиям и людям XIX в.
Статья "Музеи" из лучшего энциклопедического словаря Брокгауз и Эфрон в глоссарии.
В главных иностранных и русских археологических музеях, представляющих наибольшие трудности при размещении, памятники распределяются преимущественно по культурам и племенным типам, иногда — по своему существу и назначение (например церковно-христианские древности), по векам или эпохам (первобытные древности), и, наконец, по степени их совершенства. Подобного же распределения держатся в музеях исторических и этнографических. Как степень устройства, так и издание каталогов, перечней и т. п. зависит от материальных средств, богатством которых не могут похвалиться многие европейские М., не говоря уже о русских, отчего более подробное ознакомление с некоторыми из них весьма затруднительно, иногда почти невозможно.
Биографии столичных цензоров XIX в. в разделе "Персоналии" Текста цензуры: И.И.Новоселов, П.Н.Патрик, А.Е.Петров. Вот всё, чтоосталось от цензора:
Новоселов Иван Иванович (16.08.1879—?).
С 22 декабря 1915 — инспектор типографий в Петрограде.
Арх.: РГИА. Ф. 776, оп. 23—1915, д.52.
Справ.: АК.
Очередная 26 глава из "Всеобщей истории музыки" Е.Браудо знакомит с влиянием Великой Французской революции и эпохи Империи на оперу - конец мифологии и начало истории.
Со времени Великой французской революции до конца 50-х годов 19 столетия Париж был главным центром западно-европейской оперы. (...) Здесь произошло в высшей степени важное для дальнейшей истории оперы слияние итальянской и французской школы. Итальянцы, воспринявшие стиль Глука, как Саккини, Фогль, Мегюль, Спонтини творили для парижской сцены наряду с другими авторами, находившимися под более сильным влиянием немецкой музыки, как Керубини, Буальдье. Но все эти иноземные веяния не вытесняли из французской оперы ее характерных национальных черт: склонности к трагическому пафосу, с одной стороны, и обостренного чутья к грациозным ритмам, с другой, что в области серьезной оперы создавало тяготение к повышенно-драматическим сюжетам, а в сфере комической оперы содействовало развитию легкой бойкой мелодии, которая своим оптимизмом покорила европейское музыкальное искусство. Опера, возникшая два столетия тому назад как попытка возродить античную трагедию, потеряла после Глука, в последний раз музыкально оживившего древние мифы, свою былую связь с античным миром. Франция, только что пережившая бурю революции, не могла уже больше довольствоваться абстрактными схемами героизма на оперной сцене, когда вся жизнь была наполнена откликами на испыпытанные ею огромные социальные потрясения. Народ революции хотел видеть на сцене изображение своей собственной борьбы и своих собственных переживаний. Мы наблюдаем проникновение в оперу таких драматических сюжетов, которые ясно свидетельствуют о том, что ни для композиторов, ни для публики потрясения эти не прошли бесследно.
Статья о борце с исторической мифологией М.Т.Каченовском - в рубрике "Историография"
При всем многообразии интересов в его творчестве есть нечто, характерное для любых лекций и статей: это особая форма проявления мысли - гипертрофированная полемичность, особая энергия спора, направленная на критику источника или же другого автора. Каченовский пережил как необычайный успех, так и смерть своих научных выводов. Он писал как оригинальные исследования, так и обзорные статьи, по сути компилятивные, популяризирующие взгляды и работы русских и зарубежных ученых. Его лекции, оставшиеся неизданными, носили также вторичный характер. Несмотря на большое количество разрозненных статей и всеми признаваемую эрудицию, Каченовский не создал цельной монографии по истории России. Но его творчество все же изменило течение литературной и научной мысли России, она же изменила и его самого: бесстрашный и едкий полемист, противопоставлявший свое мнение всему обществу, превратился в осторожного и мнительного человека, нажившего, впрочем, много врагов.
Закончилась публикация первого тома описи 4 фонда 2 "Канцелярия Нижегородского Губернатора" делами за 1844 г.
995 |
оц |
Ведомости о состоянии губернии в связи с передачей дел от бывшего губернатора Бутурлина вице-губернатору Попову, а от Попова — Урусову. Соображения Бутурлина об улучшении управления губернией. Ведомости о хлебных запасах по ведомству комиссии народного продовольствия Нижегородской губернии |
21 фев.
18 апр. 1844 |
212 |
|
В библиотеке книг по дореволюционной цензуре появилась статья Юрия Галая "Крамольный "Календарь Крестьянина"".
История борьбы отечественной печати с цензурой за право на свое свободное существование полна трагических моментов. Под воздействием революционных событий 1905 года Николай II вынужден был 17 октября опубликовать манифест, объявив свободу слова, а Правила о повременных изданиях 24 ноября того же года отменили цензурный закон о печати 1865 года. Были дарованы некоторые права и свободы печати. Однако на практике в ходе революционных событий и в особенности после их преодоления цензура неустанно продолжала работать, охраняя существующий политический порядок. Одновременно с Правилами 24 ноября, в тот же день, министр внутренних дел направил телеграмму всем наблюдающим за местной печатью, в которой предписывал «неуклонно, под личную ответственность, наблюдать за этими изданиями и по всем обнаруженным ими нарушениям закона немедленно возбуждать судебное преследование».
Это сразу же отразилось и на нижегородской печати, история которой, несмотря на некоторые изыскания историков и краеведов, до сих пор еще полностью не изучена.
Скромное Путешествие в девятнадцатый век закончено. Он полон трансформациями и революциями. Нас ждут путешествия и в более далекую от нас эпоху.
Хорошего Вам настроения, пушистого снега, радостного ожидания Праздника, много-много подарков.
Михаил Зеленов.