Здравствуйте, дорогие друзья.
Электронное периодическое издание "Открытый текст" поздравляет всех вас с Новым годом! Мы прощаемся со старым и встречаемся с новым.
Напомню, что сначала Новый год у славян праздновался 1 марта (стандарт для архаичных культур, связанный с весенними ритуальными праздниками плодородия), потом - 1 сентября (возможный стандарт для осенних ритуалов плодородия). Условность старого и нового подчеркивается в статье Т.В.Гусаровой "Начало года в народном календаре", размещенной в Этнологическом музее.
Для народной традиции празднование наступления нового года было по преимуществу связано с определенными циклами трудовой деятельности, её началом или завершением. Важнейшими периодами были весна, начало полевых работ, пахота и сев, т.е. конец апреля-май, и осень, время завершения уборочных работ и перехода к состоянию относительного покоя и отдыха, т.е. конец октября – начало ноября. Именно на это время приходились самые значительные магические и обрядовые действа, праздники и гулянья. С наступлением Рождественского поста (28 ноября н.ст.) все празднества приостанавливались. Начало года по гражданскому календарю, т.е. 1 января, в крестьянском обиходе большого значения не имело и никакими торжествами не отмечалось. Важнейшим моментом в зимнем цикле народной обрядности были Рождество Христово и Святки. (...) празднование наступления нового года приходило в противоречие с православными обычаями русского человека: в начале XX в., с принятием Григорианского календаря, 1 января стало приходиться на последнюю неделю Рождественского поста, который в то время ещё строго соблюдался и требовал душевного покоя, сосредоточенности мыслей и воздержания в пище и развлечениях. Возможно, это было одной из причин того, что Новый год в народной традиции начала XX получил характер праздника гражданского, государственного, молодежного, и отмечался обычно не дома, а различных учреждениях: в клубах, школах, красных уголках и т.п. Так или иначе, но в крестьянских избах украшенные ёлки не появлялись вплоть до 30-х годов XX века...
Глоссарий сайта пополнился статьей "Архивы" из издания "Большая советская энциклопедия" (2-е изд. М., 1950. Т. 3). Старая терминология и старые описания мира могут также остаться в прошлом.
А. содержат в себе исторические первоисточники, характеризующие экономические, социальные, политические и идеологические отношения той или иной эпохи внутри каждой страны и между странами. В классовом обществе А. используются господствующими классами для обоснования и укрепления своей власти и угнетения трудящихся масс. В Советском Союзе А. составляют всенародное достояние и всесторонне служат научным и практическим интересам советского народа.
Статья из "Большой советской энциклопедии" (М., 1937. Т. 30) появилась в Глоссарии сайта по разделу "История". В новом году есть шанс отразить объективную историю человечества.
Буржуазная историческая наука в тот период, когда буржуазия еще была прогрессивным классом, была способна в той или иной мере отражать объективную историю человечества, хотя вследствие своей классовой ограниченности далеко не так глубоко и последовательно, как пролетариат. В настоящее же время буржуазная партийность означает стремление буржуазных идеологов извратить объективную действительность, отразить в кривом зеркале прошлое и настоящее человеческой истории. Материалистическое понимание истории. Марксизм-ленинизм рассматривает «весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии» (Энгельс. Анти-Дюринг, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 23-24). В широком смысле слова история — это наука, изучающая объективную историю не только человека, но и природы.
Человеческая жизнь полна ограничений. Продолжается публикация описей фонда 1457 "Горьковское краевое управление по делам литературы и издательств "Крайлит" " Центрального архива Нижегородской области. Сегодня вниманию читателей представлена опись № 2. Мы надеемся, что читатели и писатели смогут пройти над барьерами и ограничениями, как внутренними, так и внешними (хотя... кто знает, существуют ли они).
17 |
|
Сводки-замечания о политико-идеологических извращениях и бескультурье |
1935
1936 |
180 |
Бескультурье, конечно, бич культуры. Если бы не было культуры, то и о бескультурье не прозвучало бы ни слова. А культура вот она - можно потрогать и даже пиннуть воздух. Историко-архитектурную характеристику "Дом культуры имени В.П. Чкалова в городе Чкаловске Нижегородской области" представляет В.В. Краснов в рубрике "Малые города".
Решение о строительстве Дома культуры в р.п. Чкаловске (с 23 декабря 1955 года – г. Чкаловск) было принято постановлением СНК СССР от 26 декабря 1938 года и стало частью кампании по увековечиванию памяти выдающегося летчика-испытателя, создателя советской школы высшего пилотажа, Героя Советского Союза В.П. Чкалова (1904-1938), снискавшего искреннюю любовь у миллионов граждан. (...) Не был установлен и памятник летчику перед зданием – дело ограничилось горельефом В.П. Чкалова в центральном объеме главного фасада (выполнен скульптором А.В. Кикиным) и мемориальной доской при входе в здание (с правой стороны) с текстом: «Дом культуры построен в 1940 году по постановлению Совета народных комиссаров СССР от 23.12.1938 года в память великого летчика нашего времени Валерия Павловича Чкалова».
Два нормативных акта Наркомпроса размещены в разделе "Цензура и текст": "1925, 11 декабря. Циркуляр НКПроса РСФСР. Схема Полугодового отчета Губоно и Обоно (Крайоно) с 1/VII-25 г. по 1/1-26 г." и "1926, 23 апреля. Циркуляр НКПроса РСФСР. «О зарплате заведующим литами и расходах на командировки работников литов»". И мы можем пожелать повышения зарплаты всем нашим читателям.
В целях создания условий для нормальной деятельности местных органов лита, предлагается в смете ОНО на 1926/27 год предусмотреть необходимые расходы на командировки работникам Край, Обл. Гублита на места для инструктирования и инспектирования низовой работы, а также провести фактическое уравнение зарплаты заведующего Край, Обл.Гублитом с окладом заведующих другими п/отделами аппарата.
Отбор отжившего старого и готовность создать что-то новое свойственны человеку всегда. В разделе "Текст Музыки" читатель может познакомиться с фрагментами Автобиографии С.С.Прокофьева "Детство".
Лет в одиннадцать я вздумал составлять каталог своим произведениям, выписывая начальные такты каждого из них и выставляя год сочинения. Эта детская прихоть очень пригодилась сейчас для ориентации. Но на рукописных листках сохранились и отрывки не законченные, не попавшие в каталог. С высоты одиннадцати лет я, по–видимому, не нашел их достойными внимания.
"Жалоба мира" из уст Эразма Ротердамского звучит в разделе "Человек и текст".
Говорит Мир:
Когда бы смертные люди презирали меня, изгоняя и даже стараясь совсем уничтожить, чего я никак не заслуживаю, делали все это с пользой для себя, тогда я бы жаловался лишь на свои обиды и на их несправедливость. Но когда они изгоняют меня, источник всего их благоденствия, а сами погружаются в океан всевозможных бедствий, мне приходится больше оплакивать их несчастья, чем свои обиды. Теперь мне приходится сокрушаться и горевать об участи тех, на кого я должен был бы гневаться.
Посудите сами! Отталкивать того, кто любит тебя, - жестоко; относиться с неприязнью к тому, кто заслуживает величайшей благодарности, - неразумно; убивать того, кто является отцом и благодетелем всех людей, - самое нечестивое дело! А разве не верх безумия лишаться всех превосходных благ, которые я приношу, и добровольно навлекать на себя самые злейшие беды?
Мы желаем всем подружиться с Миром, то есть с собой, а также укрепить эту дружбу в Новом году.
Прекрасного настроения, белого снега, зеленой елки, звездного неба, нового года!
От всей редакции -
Михаил Зеленов