Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
С 13 по 17 февраля в нашем электронном периодическом издании появился ряд материалов, которые представляют ценность для редакции.
Прежде всего, продолжена публикация описи № 555 фонда № 570 "Нижегородская духовная консистория" Центрального архива Нижегородской области. См. фрагмент за 1775 г. в разделе "Архивы и текст". Чем занималась Духовная констистория - главный контролер идеологии - 233 года назад? 233 года назад люди были такими же, как и сейчас. Суета сует и всякая суета одолевала людей вне зависимости от квартирного вопроса. И все-таки, эта культура уже в прошлом.
9 |
Дознание по прошению запрещенного священника с. Арапова, Алатырского уезда, Степана Иванова о присутствии его при встрече Пугачева. |
Март – 28 сент. 1775 г. |
|
|
10 |
Дело по прошению Прасковьи Якимовой, вдовы пономаря села Шуметова Курмышской пятины, казненного Пугачевым, о назначении ее сына на дьяконское место. |
10 марта 1775 г. |
|
|
11 |
Дело о совершении церковнослужителями с. Талызина брака Александра Суходолова, именующего себя полковником Пугачева. |
4 марта – 13 июля |
Статья "Человек" из "Малой советской энциклопедии" (М., 1939. Т. 9) размещена в Глоссарии. Автор статьи ни слова не сказал о социальном и культурном аспектах человека, вся статья посвящена разбору физиологии и выделению человека из животного мира. Только последний абзац указывает на второстепенный характер социальной жизни (и это в 1931 году!):
Когда же они сделали этот решающий шаг—перешли к использованию камней, палок и костей в качестве орудий защиты, нападения и труда, их эволюция резко изменила свой характер и направилась на усовершенствование этих искусственных органов—орудий, а не естественных частей их тела. С помощью орудий первобытному Ч. удалось создать искусств, среду, к-рая все более отгораживала его от влияния среды естественной и изменяла силу и характер этого влияния. Эти условия решительно способствовали появлению изменчивости нового типа. Результатом было распадение Ч. на многочисленные расы, отличающиеся между собой признаками второстепенного характера.
Пополнился Глоссарий по разделу "Пространство" одноименной статьей из "Малой советской энциклопедии" (М., 1939. Т. 8). Второе издание Малой советской энциклапедии началось тогда, когда авторы и герои первого издания были уже расстреляны. Не смотря на обильное цитирование Ленина, статья отражает основную проблематику философских категорий. И все-таки, эта культура уже в прошлом.
ПРОСТРАНСТВО—форма существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 144). П. и время суть «объективно - реальные формы бытия» (там же). Это определение П. со всей ясностью выражает материалистич. понимание П. как объективной реальной формы самой материи. Оно направлено как против ложных идеалистических утверждений о том, что П. есть форма человеческого сознания, так и против метафизической, механистической трактовки П. как пустого вместилища вещей, существующего вне и независимо от движущейся материи и от времени. Основной проблемой в учении о П. является проблема связи П. с материей. Возможно ли существование П. без материи, мыслимо ли абсолютно пустое П.? Вокруг этого вопроса велись споры еще в древности.
Опубликован 11-й том ("Достопримечательное место Квартал Музея нижегородской интеллигенции") научно-исследовательской документации "Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород»" Публикуя материал этих научных исследований редакция сайта не столько задает себе вопрос "мыслимо ли абсолютно пустое пространство" в эпоху уничтожения культурного наследия Нижнего Новгорода, сколько пытается хоть как-то противостоять сносу памятников, которые должны охраняться государством. С одной стороны, если памятник формально пренадлежит государству - государство может его сносить. И может построить на его месте магазин. Только чтобы уничтожить культуру, к которой принадлежит памятник, нужно будет уничтожить и носителей этой культуры.
Исследуемая компактная территория располагается в границах современных улиц М. Горького, Решетниковской и Гранитного переулка, в непосредственной близи от Петропавловской церкви и парка имени И.П. Кулибина. Формирование планировочной структуры началось с организации за пределами городской черты Нижнего Новгорода в 1774 году обширного православного Петропавловского кладбища. Кладбище было разбито на части городских выгонных земель между отвершками Ковалихинского оврага. Позднее, на территории кладбища выстраивается церковь Всех Святых (Петропавловская), ставшая главной смысловой и высотной доминантой участка. (...) В советский период времени застройка квартала не утратила исторически сложившийся облик. (...) В постсоветский период интенсивно застраивается территория, прилегающая к рассматриваемому кварталу. Возникновение крупномасштабной застройки на юго-восточном и восточном отрезках (вкупе с многоэтажной застройкой по улице Горького), привело к значительному искажению первоначального облика исторической территории. Этот процесс затронул и рассматриваемый квартал, в границах которого было утрачено два домовладения. В настоящее время квартал застройки сохраняется благодаря функционированию здесь Музея нижегородской интеллигенции (улица Горького, 127).
Наименование памятника: Дом с воссозданной мемориальной обстановкой жизни нижегородской интеллигенции конца XIX – начала XX веков
Адрес: Горького ул., 127 (литеры А, А1)
Архитектор:
Датировка:
Категория охраны: М
Документ о принятии на государственную охрану: 331
Раздел "Текст цензуры" продолжает пополняться, не ориентируясь на запросы читателей. Редакция издания уверена, что рассказывая о дореволюционных и советских цензорах, она делает нужную (хотя бы для себя) работу по изучению истории цензуры в России. Новые биографические справки о дореволюционных цензорах опубликованы в разделе "Цензура и текст":
Энгельгардт В.А.,
Эсипов Н.И.,
Юферов А.Н. Все-таки, эта культура уже в прошлом.
Энгельгардт Владимир Александрович (13.08.1862—?).
10 декабря 1892 причислен к Министерству внутренних дел и откомандирован в С.-Петербургский цензурный комитет. С 18 марта 1896 и. д. цензора. 10 апреля 1899 утвержден в должности. 28 октября 1905 назначен сверхштатным чиновником особых поручений при министре внутренних дел. С 1908 — в отставке.
Арх.: РГИА. Ф. 776, оп. 20—1892, д. 1285.
Справ.: АК, Foote.
В этнологическому музее - В.Васина представляет "Мужскую праздничную рубаху (Кстовский район Нижегородской области)" Интерес читателей к данному разделу "Открытого текста" основан на уникальности экспонатов. Через них мы и узнаем о сознании тех людей, которые жили в другую эпоху и принадлежали к другой культуре.
Рубаха-косоворотка туникообразного кроя без плечевых швов, трапециевидного расклешенного книзу силуэта, с подкройными бочками. Рукава длинные, слегка суживающиеся книзу, без манжет. Воротник-стойка с оригинальным расположением планки застежки на груди: разрез сделан не вертикально, по долевой нити, как обычно, а по диагонали, от правого плеча к середине груди. Кокетка из основной ткани наложена сверху на цельное полотнище в верхней части переда и спинки. В целом характер кроя рубахи традиционен, соответствует образцам крестьянской одежды конца XIX - начала XX века.
Редакция желает Вам получить удовольствие от чтения опубликованных материалов и сохранить себя как элемент культуры - вне зависимотси от того, в прошлом или нет та культура, к которой Вы принадлежите. Сознание же одно на всех.
Михаил Зеленов