о Время! Очей очарованье!
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Близится к завершению пора отпусков у тех, кто в отпуске; близится к концу командировка у тех, кто в командировке. Придется отвечать на вопрос: "Как ты провел время?"
Предлагаемая подборка материалов посвящена времени и вариантам его проведения.
Специальная наука, которая изучает развитие событий и явлений во времени называется "история". Статья "История" из энциклопедии "Культурология" (в 2-х т. Т. 1. М., 2007) в Глоссарии.
ИСТОРИЯ — способ существования во времени человека и человечества; повествование о происшедшем как особая форма культуры, специализированная дисциплина. Существование во времени делает человеч. бытие изначально историчным. И. человечества с ее специфич. временной ритмикой в конечном итоге соткана из индивидуальных судеб. Свершившееся в прошлом доказывает свою актуальность для настоящего и будущего. Истор. сознание и опирающаяся на него специализированная область знания в конечном итоге производны от особенностей человеч. бытия во времени. Живущий в И. не может так или иначе не рассуждать о ней, пытаясь объяснить событийную канву собств. жизни.
Например, можно быть цензором и скончаться на службе. Рубрика персоналий дореволюционных цензоров публикует новые биографические справки: Галахов Н.Г., Гедехен Г.-Э. В., Гейспиц С.В.
Галахов Николай Гаврилович (1856—22.12.1900).
6 марта 1900 назначен цензором С.-Петербургского цензурного комитета. Скончался, состоя на службе.
Арх.: РГИА. Ф. 776, оп. 22—1900, д. 23; Ф. 777, оп. 5—1900, д. 53.
Справ.: АК, Foote.
Гейспиц Этьен (Степан) Францевич (1864 (1865?) — 1.05.1899).
С 1 июня 1886 г. служил в Комитете цензуры иностранной по вольному найму. С 1888 — домашний учитель. С 6 ноября 1889 г. — канцелярский чиновник Комитета цензуры иностранной. С 21 ноября 1889 г. исполнял должность младшего, с 29 мая 1891 г. — старшего помощника цензора. Скончался, состоя на службе.
Арх.: РГИА. Ф. 776, оп. 20, д. 1089; Ф. 779, оп. 2, д. 173, 287.
Справ.: АК, Choldin.
Можно, например, быть председателем областного Исполкома и скончаться на пенсии. Открылась новая рубрика в разделе "Текст истории" - "Председатели Исполнительного комитета Горьковского областного Совета". Первый материал посвящен Ефимову Александру Павловичу.
Можно провести время в деловых заседаниях. В рубрике "Пленумы Областного комитета" опубликованы Повестки дня заседаний за 1950 г.
Можно провести время, не только заседая самому, но и предлагая заседать всем остальным по образу и подобию. Разделы описи № 556 за 1814 г. и за 1815 г. фонда № 570 "Нижегородская духовная консистория" Центрального архива Нижегородской области опубликованы в разделе "Архивы и текст".
1815 год |
1 |
Журналы присутствия Нижегородской Духовной Консистории за 1815 год. |
1815 г. |
2 |
Докладной реестр Нижегородской Духовной Консистории. |
1815 г. |
3 |
Докладной реестр Нижегородской Духовной Консистории за 1815 год. |
1815 г. |
Можно провести время, будучи писателем или музыкантом. Начата публикация справочника Б.С.Извекова "Мемориальные доски Нижнего Новгорода". Сегодня представлены БАЛАКИРЕВ М.А. (1837 - 1910) Улица Провиантская, 5. Улица Варварская, 3, и БЕРЕЖНОЙ И.И. (1919 - 1994). Ул. Генкиной, д.19.
Балакирев Милий Алексеевич – выдающийся деятель музыкальной культуры, создатель целого направления в русской музыке, композитор, дирижер, организатор и глава творческого объединения композиторов «Могучая кучка». Оставил большое музыкальное наследие: симфонии, фортепианные произведения, романсы, оркестровые обработки народных песен. Основал первую бесплатную музыкальную школу в Петербурге, был в числе учредителей и дирижером Русского музыкального общества.
Что есть "Музыка" можно узнать из "Малой советской энциклопедии" (в 10 т. 3-е изд. М., 1959) в Глоссарии.
МУЗЫКА (от греч. μουσίxή, букв.—искусство муз)— искусство, отражающее действительность в звуковых художеств, образах. Накопленные веками сокровища классич. и народной М. принадлежат к высшим достижениям духовной культуры человечества. Подобно поэзии, живописи, скульптуре и др. видам искусства, М. является специфич. формой обществ, идеологии. Но в отличие от пластич. искусств пли от литературы и театра, М. оперирует не зрит. или словесными образами, а исключительно звуковыми средствами. (...) Основой всей муз. культуры является муз. фольклор — песни, обряды, инструмент, наигрыши, рождённые коллективным творчеством нар. масс. В процессе формирования народно-песенных культур создавались характерные для каждой нации средства муз. выразительности.
Сообщение И. Доброзракова "О катунском наречии" появилось в нашем "Этнологическом музее". Хотя статья впервые опубликована в 1870-м году, она отражает говор жителей деревни и сегодня.
Отличительное свойство наречия жителей Балахнинского уезда состоит в выговоре слов на О, а также с нам, с вам, к нами, напр: с яблокам, с орехам; мы с вам давно не видалися, пожалуйте к нами, также: экой ты батько ( на о всегда делают протяжение), лень тебе замесить коньми-то, шью детьми рубашки и т. п.
Коме этого, общего между жителями Балахнинского уезда наречия, в селе Катунках и окрестных деревнях в большом употреблении следующие слова и выражения:
Асё, ась – что, чего тебе надо, так откликаются; например, один кричит: «Иванко!», а Иванко отвечает: «Асё!»
АкресИлась – отдохнула.
Бабка – груда снопов, ржаных числом 20, яровых 10.
БАить, бать – говорить.
Насколько точно человек может отразить время? Статья
А.А. Паршина "Аутентизм: вопросы и ответы" размещена в рубрике "Восприятие музыки".
Сейчас в музыкальном мире существует определенное противостояние так называемых «аутентистов» и, условно говоря, «традиционалистов». Кто-то настаивает на том, что люди XVII — первой половины XVIII столетия мыслили принципиально иначе и изъяснялись на совершенно ином музыкальном языке. Другие, напротив, утверждают, что сознание человека, в том числе и музыкальное, практически не изменилось с тех пор. Это известные крайние позиции... (...)
Так уж устроено, что все люди связаны между собой, и искусство является одним из средств общения во времени. Человечеству необходимо и то, что близко ему сейчас, и те аспекты эмоциональной жизни, которые сегодня могут казаться не актуальными. Такими их делает искусство. На границе эпох недалекое прошлое, как правило, отрицается, но через какое-то время обретает второе рождение, а в XX столетии еще и вступает в конфронтацию с современностью.
Жизнь идет, что-то утрачивается, что-то, наоборот, обретает силу, и многое в искусстве так или иначе преображается. Возникает новое, а прежде созданное видится по-иному. И возможно, именно в силу этого преображения мы можем сердцем воспринимать то, что далеко от нас, а в каких-то случаях наоборот — сущностная сторона этого далекого и постигается в ее наибольшей полноте только вследствие очищения от «культурного слоя» столетий и даже всего нескольких десятилетий.
Существует ли время, которое, как многие полагают, нужно обязательно провести? Д. Хармс "О времени, о пространстве, о существовании" в разделе "Человек и текст".
23. Время, в своей сущности, едино, однородно и непрерывно, и потому не существует.
24. Пространство, в своей сущности, едино, однородно и непрерывно, и потому не существует.
25. Но как только пространство и время приходят в некоторое взаимоотношение, они становятся препятствием друг другу и начинают существовать.
26. Начиная существовать, пространство и время становятся взаимно частями друг друга. (...)
34. Настоящее является только “препятствием” при переходе от прошлого к будущему, а прошлое и будущее являются нам как это и то существования времени.
35. Итак: настоящее является “препятствием” в существовании времени, а, как мы говорили раньше, препятствием в существовании времени служит пространство.
36. Таким образом: “Настоящее” времени — это пространство. (...)
57. Таким образом: три основных элемента существования Вселенной, воспринимаются нами, как время, пространство и материя.
58. Время, пространство и материя, пересекаясь друг с другом н определенных точках и являясь основными элементами существования Вселенной, образуют некоторый узел.
59. Назовем этот узел — Узлом Вселенной.
60. Говоря о себе: “я есмь”, я помещаю себя в Узел Вселенной.
На вопрос "Как ты провел время?" ответствуй: "Время провести невозможно". Можно провести только себя, провести себя через время.
Но чтобы провести себя через ничто, нужно быть никем.
Очей очарованье, Время! Сейчас я тебя проведу - через себя...
Михаил Зеленов.
Размещено 7 августа 2008 г.