subscribe/archive/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Рассылка новостей  /  Архив рассылок

 Архив рассылок

Обновления на сайте "Открытый текст" с 18 по 24 апреля 2007 г. (18.27 Kb)

Если ты живешь, то ты живешь в мифе. Открой глаза и осмотрись, закрой глаза и всмотрись - это сказка. У каждого - своя.

Здравствуйте, глубокоуважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".

Сегодняшний выпуск рассылок новостей обновлений посвящен мифологии.

Начнем по-порядку. В подразделе "Текст мифа" размещен фрагмент второй части (Культ растений) книги Е.Г. Кагарова "Культ фетишей, растений и животных в древней Греции". См.: Глава IV(1) Происхождение культа растений 

Культ растительного мира представляет собою одну из основных форм религиозного сознания первобытного человека, некогда одинаково распространённую почти у всех племён земного шара и в массе народа не вымершую отчасти и до сих пор. Так, например, почитание деревьев является существенным элементом языческих религий всех индоевропейских племён. (...) В славянском фольклоре растительное царство занимает выдающееся место. Летописные известия зачастую говорят о культе деревьев и рощ у восточных славян. «Иные кладезем, езером, рощениям жертву приношаху» – говорит Густинская Летопись. В боснийской Пожегонской провинции ещё в начале XVII в. священник совершал требы под священной липой; около того же времени в России существовал полухристианский культ рябины, о которой говорится в житии св. Адриана Пошехонского (2*). Сюда же относится обычай “завивания берёзки” на Троицу, многочисленные обряды чествования “майского деревца” (3*), представление о чудесном дереве в наших сказках (4*) и т.д. (5*). У современных греков мы также встречаем, например, поверия о нимфах, живущих в деревьях и называющихся дримиями, - несомненно, остаток древнеэллинского представления о дриадах (6*) и т.п. Как велика была роль культа деревьев в былой религии арийской ветви индоевропейских народов, можно видеть, например, из того обстоятельства, что иранский термин yazd – “бог” означает, в сущности, высокое дерево (бук или дуб – специалисты расходятся в толковании) (7*).

В разделе "Этнологический музей" пополнилась рубрика "Фольклор" "Быличками", подготовленными Т.В.Гусаровой. В статье публикуются рассказы о леших, домовых, нечистой силе, оборотнях, видениях, русалках, водяных, и, кончено, кладах.

Для былички характерны повторяемость сюжетов в призведениях, зафиксированных в разных местностях, сходная характеристика «нечисти» и «нежити», соблюдение ситуативной правдоподобности, традиционность образов, характеров и мотиваций. Происхождение былички возводится обычно к народной демонологии и древнейшей мифологии: в образах леших, русалок, водяных угадываются божества природы, в домовых – духи предков-покровителей домашнего очага, появление огненных змеев, духов умерших родственников связывается обычно с наказанием за нарушение неких запретов и т.д. Вместе с тем, развитая и весьма сложная система народно-православного сознания, обнаруживающаяся в этих рассказах, указывает на более позднее происхождение многих образов и сюжетов. (...)

Давно-давно моему отцу водяной показался лошадью. На закате он с женой метал стог около речки. Он и говорит жене: «Я пойду искупаюсь в Тёше.» Хотел он окунуться, глядит, лошадь идет по воде прямо на него. Он и сказал: «Моё место свято, а твоё проклято.» И лошадь как провалилась. Это был водяной.
                                                  Кулебакский район, с. Ломовка.
В Ветлуге у дедушки с бабушкой вылупилось из яйца такое чудушко: маленькое, с бородой, одна ножка хроменькая, один глазик прищуренный, одна ручка как поджатое крылышко. Бабушка как увидела его, прозвала Корякой. А он вскочил на ножки,. И побежал глышом в стенку, и исчез. Ну, бабка знает, что делать в таком случае: подкармливает его. А Коряка по хозяйству помогал: следил за цыплятами, чтобы кот не утащил. Вот уж осень пришла, бабке жалко стало Коряку: холодно ему под печкой. Сшила ему одежку, лапти, положила под печку. Понравилась одежка Коряке, взял ее. Потом бабка смастерила ему куколку, и куколка ему понравилась. Бывало, бабка готовит пирог, глядит в зеркало – а там Коряка из-за печки выглядывает, следит, что бабка готовит. Она его подкармливает всякими сладостями. Бывало, дед сидит, сапоги ремонтирует, а в зеркале видит, Коряка тоже что-то штопает. Он, конечно, и безобразничает: тащит себе нитки с иголками, ножи (старики понимают, что это ему на дело), любит он и блестящие вещи. 
                                                                       г. Н.Новгород

Закончилось размещение избранных глав книги В.В. Кабанова "Источниковедение истории советского общества". Последняя глава XI "Малоизвестные и редкоупотребляемые источники" (Фольклор. Слухи как исторический источник)

Фольклор — народное творчество. Но по странному недоразумению считается, что это, хотя и ценный материал, но лишь для изучения седой древности. А между тем фольклор остается и в наши дни яркой характеристикой культурно-исторической среды, ее духовного облика и бытового уклада.
(...) Жанры фольклора разнообразны: пословицы и поговорки, сказания и легенды, мифы, сказки, байки и побасенки, тосты, частушки и анекдоты и пр. Все жанры по-разному отражают вызвавшую их к жизни эпоху. В данной лекции мы ограничимся знакомством с частушками и анекдотами. Они наиболее прямо и непосредственно фиксируют действительность. (...)
"Анекдот" в переводе с греческого означает "неопубликованный". Это краткий устный шуточный рассказ с остроумной концовкой.
Мы датируем появление в русском обществе анекдота, привнесенного скорее всего из Франции, XVIII веком. Причем анекдот появляется как бы в двух плоскостях. Одно дело — анекдоты как литературный жанр, которому придавали большое значение как явлению культурной жизни классики, например А.С. Пушкин. Видимо, постоянно рядом и анекдот как явление фольклора. Особенно всеобщим достоянием анекдот становится с середины XIX в., когда историческую арену прочно занимают разночинцы.
(...) Как пишет современный исследователь анекдотов Владимир Вигилянский, "сила анекдота в том, что он, погружаясь в быт, реагируя на сиюминутное, растворяясь в самых низких темах, дает нам такую модель действительности, в которой человеческая жизнь неожиданно приобретает стройность, пустяк вырастает в общезначимую проблему, бессмыслица исторического факта выворачивается наизнанку и превращается в мудрое обобщение, абсурдность ситуации предстает логичной, и наоборот — привычное, узнаваемое делается абсурдом". (...)
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие "слух" определяется следующим образом: "Молва, известие о чем-нибудь, обычно еще ничем не подтвержденное". Словарь не акцентирует внимание на важном качестве этой молвы, которая исключительно на слуху, т. е. молва изустна. Тем самым, так сказать, по способу "среды обитания" слух роднится с фольклором, а по масштабам занимаемой пространственно-временной площади намного превосходит все его жанры.
Слухи рождаются в любом обществе. Но в обществе, где нет гласности, слухи становятся обязательным, непременнейшим фактом общественной жизни. Они необычайно активно распространяются и нередко переходят в мифы.
Однако достойно ли серьезного человека, тем более историка-профессионала, проявлять интерес к столь сомнительному источнику?
Слухи рождаются из желания знать правду либо, наоборот, скрыть ее, затуманить, исказить. Лучшее средство развенчания слухов — правда. Но она не всегда возможна. Правды боялись во все времена. А поэтому слухи были и остаются. Их изучают как одну из форм формирования информационных процессов.
Бытует мнение, что слухи — зло, с которым надо бороться. В самом деле, слухи способны вызвать нервозность общества, растерянность, панику. Они могут спровоцировать людей на массовые действия. Но если только этим ограничить роль слухов, то мы обедняем их значение и в то же время лишаем разумные силы возможности использовать слухи с выгодой для самого общества. Ведь слухи — объективная стихийная неизбежность.

Продолжается уникальный проект публикации повесток дня нижегородских (горьковских) партийных органов. Сегодня на сайте появились повестки заседаний пленумов крайкома за 1932 г.  1930 и 1931, в повестках дня пленумов Нижегородского крайкома

Заседание пленума от 7 – 10 декабря 1931 г. (протокол № 5)
          Президиум:  Бюро крайкома. 
1.     Доклад Крайснаба и Крайпотребсоюза и содоклад Край РКИ о выполнении решений ЦК и Крайкома ВКП(б) о развертывании торговли и улучшении снабжения рабочих.
2.     О марксистско-ленинском воспитании членов и кандидатов партии.
3.     О перевыборах парторганов.
4.     Доклады секретарей Халтуринского и Богородского райкомов о реализации решений ЦК и Крайкома ВКП(б) по животноводству.
5.     Доклад т. Жданова о решениях Центрального Комитета ВКП(б) по коммунальному хозяйству г. Н.Новгорода.
6.     Организационные вопросы.
 ГУ ГОПАНО. Ф.2 Оп.1 Д.587 Л.1-174.

Новый материал в подразделе "Археология": Ю.В.. Зарубин. Этим летом в Балахне… 

Балахнинский археологический отряд был создан для проведения охранных раскопок на месте строительства нового торгового павильона Центрального рынка на пл. Советской. (...) В 2005 году рядом с этим местом уже проводились археологические работы. Были обследованы фундаментные шурфы при реконструкции молочного павильона. Находок тогда было обнаружено немного, но и они позволяли надеяться на интереснейшие результаты в будущем: было найдено шиферное пряслице XII-ХШ вв. Площадь раскопа составила 240 м2 . Располагался раскоп в северо-западной части балахнинской крепости, построенной в XVI в. Это первые раскопки на территории крепости. Да и в Балахне археологические работы такого масштаба раньше не проводились. (...) После снятия слоев и разборки всех ям и канавок, зачищенная по материку площадь раскопа напомнила лунный ландшафт (фото 20). Ни слоя, ни следов построек XVI и более ранних веков обнаружить не удалось.  Тем не менее, раскопки можно считать успешными. Впервые была зафиксирована  и продатирована стратиграфия культурных напластований балахнинской крепости. Дешифровка стратиграфии должна подсказать ответ на вопрос: куда делись следы начального периода жизни крепости?  Кроме того, в процессе раскопок была собрана большая коллекция интереснейших индивидуальных находок. Сейчас идет кропотливая работа над научным отчетом.  Все это время находки будут «жить» у нас. Потом они отправятся в Балахнинский краеведческий музей, где получат постоянную прописку и их смогут увидеть все, кому интересна история Балахны. Пока же самые интересные находки можно посмотреть только здесь, у нас на сайте.

 
 

"К проблеме «миф и музыка»" вплотную подошел Л. Гервер в рубрике "Восприятие музыки"

Связь между мифом и музыкой издавна утвердилась в культурном сознании. К признанным формам их общности относятся многочисленные музыкальные мотивы в мифах различных народов, мифологические сюжеты опер и балетов, ораторий и кантат, мифологические прообразы произведений программной музыки. Сближение мифа и музыки в современных представлениях происходит при осмыслении музыкально-эстетических концепций старого и нового времени: получила распространение идея о внутреннем родстве этих двух культурных кодов, о "музыкальности" мифа и "мифологичности" музыки. (...)
Музыка - одно из звеньев в цени множества явлений, вовлеченных в мифологическое мироустройство. Музыкальные мотивы играют существенную роль в мифологической сюжетности, и в этом отношении музыка выделена среди прочих систем выразительности, входящих наряду с ней в архаический ритуал и обособившихся в ходе исторического развития в самостоятельные сферы художественной культуры. Далеко не всегда музыка существовала в содружестве с науками и искусствами, как в греческой мифологии; музыкальные объекты, будь то инструмент, тон гаммы или акт музицирования, оказываются в одном ряду со стихиями и созвездиями, представителями животного и растительного мира, предметами домашнего обихода, людьми и божествами, взаимодействуя с ними, входя в отношения трансформации и тождества. (...)
Музыкальные тоны - элементы музыки - являются и элементами мироустройства. Характерно их присутствие в китайских и индийских классификационных цепях соответствий, где каждый тип уподоблен: планете, созвездию, стихии, цвету, явлению природы, времени года и т.д. /14, с. 17/. Последовательность нечетных и четных тонов, по китайским мифологическим представлениям, соответствует оппозициям ян и инь, светлого и темного, положительного и отрицательного, мужского и женского начал /там же, с. 158/. Буквенные обозначения музыкальных тонов становились сакральными знаками, приобщенными к высшим и тайным смыслам, то есть понимались как письмена /о письменах см. 13, 2, с. 314-316/. (...)
Мифологическое осознание музыки связано с различными аспектами мифа. Во-первых, в звучании музыки, в представлениях о ней и ее различных атрибутах могут узнаваться конкретные мифологемы (древо мировое - музыкальное звучание в функции древа в мифологии - "древо" вагнеровского оркестра; трезвучие, интервалы натурального звукоряда - стихия воды у Вагнера) и, возможно, конкретные мифологические истории в качества мифа данного музыкального произведения ("Тембр, тональность или атональность, темп, характер мелодического и гармонического построения и т.д. дают весьма прочное основание для мифа, и критик, умеющий войти в музыку .... всегда сумеет если не выявить самый миф данного произведения, то во всяком случае наметить его общие контуры" – 2, с. 241).
Во-вторых, в музыке узнается не столько предметная сторона мифа, сколько система отношений, характер связей в нем: оппозиции, трансформации, отождествления....
Узнавание мифологического в музыкальном - путь к пониманию того, что древо музыки - лишь ветвь единого древа мировой культуры.

Глубокоуважаемый читатель! Мирозданию, реальности, тык-сызыть, очень не хватало в своем развитии чего-то тонкого, возвышенного и прекрасного, душевного и жизненного, т.е. читателя, за что вам, конечно, огромное спасибо. Ну что есть у мироздания кроме писателей и читателей?! - Ничто! И звать его Никак.

Все как один заполним и переполним себя слухами, анекдотами, музыкой, черепками XVI века и пленумами крайкома, поклонимся березке и закроем наглухо двери! С пронзительной искренностью расскажем дремучую сказку нашим детям. Иначе это Ничто по кличке Никак заглянет нам в глаза и спросит: "Где ты раньше был?".

Дежурный сказочник,

Михаил Зеленов

Разослано 28 апреля 2007. Размещено 23 июля 2007 г.


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Зеленов М.В.
  • Размер: 18.27 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
Места отпуска на сайте с 6 по 11 августа 2011 г.
Кадры на сайте "Открытый текст" с 1 по 5 августа 2011 г.
Соло истории на сайте с 25 по 30 июля 2011 г.
Провинциальные древности и актуальные вечности на сайте с 17 по 23 июля 2011 г.
Про стихи на сайте "Открытый текст" с 12 по 17 июля 2011
Люди и подобия на сайте "Открытый текст" с 7 по 12 июля 2011 г.
Расправа на сайте с 1 по 6 июля 2011 г.
Жизнь и смерть на сайте "Открытый текст" с 7 по 17 июня 2011 г.
День рождения цензуры на сайте с 1 по 6 июня 2011 г.
Мнимоси и Юмор в обновлениях "Открытого текста" с 1 по 6 апреля 2011 г.
Женщины на сайте "Открытый текст" с 4 по 8 марта 2011 г.
Чужие на станицах "Открытого текста" с 26 февраля по 2 марта 2011 г.
Мужчины в "Открытом тексте" с 20 по 24 февраля 2011 г.
Странники на страницах "Открытого текста" с 14 по 18 февраля 2011 г.
Материалы с 1 по 7 февраля 2011 г. Долгая пауза из рыбьей чешуи
Обновления сайта с 25 по 31 января 2011 г. Мастер и Маргарита.
Обновления на сайте "Открытый текст" с 19 по 23 января 2011 г. Парадоксы объяснения и нежность восприятия
Обновление с 13 по 17 января 2011 г. Что такое человечность
Обновления с 7 по 13 января. Как стать Домовым.
Обновления с 1 по 6 января 2011 г. Чудеса.
Обновление с 26 по 30 декабря 2010 г. Новогодние семейные сказки
Обновления с 20 по 24 декабря 2010 г. Разрыв с прошлым.
Обновление с 14 по 19 декабря 2010 г. Отчетный период
Обновление на сайте с 8 по 12 декабря 2010 г. Путешествие в 17 век
Обновление материалов сайта со 2 по 7 декабря 2010 г. Книжный рынок
Обновление на сайте с 26 ноября по 1 декабря 2010 г. Жизнь и смерть. Вечная тема.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные цензуре, за июнь 2010 г.
Обновления на сайте с 30 мая по 4 июня 2010. Весна-Лето.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные войне, за май 2010 г.
Материалы, посвященные апрельской Лениниане 2010 г.
Обновления на сайте "Открытый текст", посвященные Дню Памятников (апрель) и Дню Музеев (май) в 2010 г.
Материалы сайта с 1 по 6 апреля 2010 г.
Обновления с 26 по 30 марта 2010 г. Другие Берега
Обновления на сайте "Открытый текст" с 8 по 12 марта 2010 г.
Материалы, размещенные с 20 по 24 февраля 2010 г.
Материалы с 1 по 6 февраля 2010 г.
Обновления на сайте с 27 по 31 января 2010 г.
Обновления на сайте с 23 по 25 января 2010 г.
Материалы, размещенные с 16 по 21 января 2010 г.
Материалы сайта с 11 по 15 января 2010 г.
Обновления на сайте с 3 по 9 января 2010 г.
Обновления с 25 по 31 декабря 2009 г.
Обновления с 1 по 11 декабря 2009 г. Начало и Конец.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 октября 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 сентября 2009 г.
Новости обновлений с 13 по 18 сентября 2009 г.
Обновления сайта с 7 по 12 сентября 2009 г.
Материалы с 1 по 6 сентября 2009 г.
Обновление на сайте с 25 по 30 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 18 по 23 августа 2009 г.
Обновления на сайте с 12 по 17 августа 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 6 по 11 августа 2009 г.
Материал, размещенный на сайте с 1 по 5 августа 2009 г.
Материалы, разещенные на сайте с 25 по 29 июля 2009 г.
Новости обновлений с 19 по 23 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 5 по 11 июля 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 1 по 5 июля 2009 г.
Материалы, размещенные с 24 по 30 июня 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 19 по 24 июня 2009 г.
Материалы, размещенные с 13 по 17 июня 2009 г.
Обновления с 7 по 11 июня 2009 г.
Обновления на сайте с 1 по 6 июня 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 мая 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 мая 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 мая 2009 г.
Материалы сайта с 6 по 11 мая 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 6 мая 2009 г.
Материалы сайта с 25 по 30 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 13 по 17 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 12 апреля 2009 г.
Материалы сайта с 1 по 5 апреля 2009 г.
Материлы сайта с 25 по 30 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по23 марта 2009 г.
Материалы, размещенные на сайте с 13 по 17 марта 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 11 марта 2009 г.
Новости сайта с 25 февраля по 5 марта 2009 г.
Материалы сайта с 19 по 23 февраля 2009 г.
Новости сайта с 13 по 18 февраля 2009 г.
Новости с 6 по 11 февраля 2009 г.
Новости обнолений с 25 января по 5 февраля 2009 г.
Материалы с 18 по 23 января 2009 г.
Материалы сайта с 7 по 17 января 2009 г.
Новости обновлений с 1 по 5 января 2009 г.
Новости обновлений с 25 по 31 декабря 2008 г.
Новости обновлений с 13 по 23 декабря 2008 г.
Новости обноления материалов сайта с 1 по 11 декабря 2008 г.
Новости обновления материалов сайта с 19 по 29 ноября 2008 г.
Обновления материалов сайта с 6 по 17 ноября 2008 г.
Материалы сайта с 1 по 5 ноября 2008 г.
Материалы обновления сайта с 24 по 29 октября 2008 г.
Материалы с 19 по 23 октября 2008 г.
Новости обновлений с 12 по 17 октября 2008 г.
Материалы сайта с 7 по 11 октября 2008 г.
Новости обновления с 25 по 30 сентября 2008 г.
Новости обнолений с 19 по 24 сентября 2008 г.
Новости обновлений материала с 13 по 17 сентября 2008 г.
Новости сайта с 7 по 12 сентября 2008 г.
новости сайта с 1 по 5 сентября 2008 г.

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100