Человеку хочется свободы, но не осознанной необходимости. Хочется полета, но на кровати. Хочется общения, внимания, но вдали от людей, и чтобы спокойствия побольше.
Здравствуйте, уважаемые читатели ЭПИ "Открытый текст".
Сегодняшний выпуск рассылки посвящен тем, кто находится на границе добра и зла - маргиналам. Как известно, границы нужно защищать, иначе само понятие границы становится смешным.
Защита своей культуры доброй культуры от чужой злой культуры возможна словом. Статьи "Цензор" и "Цензура" из "Малой советской энциклопеди" (3-е изд. М., 1960) появились в Глоссарии.
ЦЕНЗУРА (лат. censura) — 1) В Др. Риме должность цензора. 2) Учреждение, ведающее надзором за печатью, содержанием и постановкой театр. пьес, сценич. выступлений, кинофильмов, радио- и телевиз. передач и т. п.
Циркуляр Наркомпроса РСФСР 1 ноября 1927 г. О сохранении наименования инспекторов печати и зрелищ размещан в рубрике "Законы и нормативные акты" цензурного раздела. Там же размещены Постановление закрытого заседания Коллегии НКП от 29 июля 1926 г. «О докладе Главреперткома в Оргбюро ЦК ВКП (б)». Постановление закрытого заседания Президиума Коллегии НКП 24 августа 1926 г. «Об ответе т.Рыкову по поводу снятия Главреперткомом некоторых пьес с летнего репертуара труппы играющей в Зимнем Театре “Эрмитаж”»
19 августа 1926 г. А.И.Рыков запросил Яковлеву о причинах снятия ряда пьес («Тетка Чарлея» и др.) из репертуара театра Корша, хотя эти пьесы шли уже несколько лет. (...) Рыков просил сообщать театрам заранее решения Главреперткома (Ф.2306. Оп.69. Д.578. Л.5.). На запрос И.Ходоровского Р.А.Пельше ответил 21 августа, что «мы имеем дело с определенно халтурным предприятием, ведущим дело от одной случайной «хлебной» постановки к другой такой же постановке». Пельше писал, что если несколько лет назад в репертуаре театров не было большого количества приемлемых пьес, то сейчас, в 1926 г. нужно укреплять идеологическое руководство театрами и «В силу полученной от ЦК ВКП (б) директивы, ГРК пересматривает свои списки, - и как раз летний сезон театрального затишья является наиболее удобным временем для очистки репертуара от вредного старого мещанского хлама, не дающей дороги новой драматургии и советизации театра» (Там же. Л.4-4 об.).
Диррективное письмо оргкомитета президиума верховного совета РСФСР по Пермской области председателям райсполкомов, горсоветов, горсоветов и Коми-Пермяцкому окрисполкому (1939). Из отчета Пермского обллита начальнику главлита Садчикову (1940). Из отчета начальника Молотовского обллита Пермяковой.
В газете «Ударник», орган Ординского РК ВКП(б) и райсовета, от 21/XII-39 г. за № 115 в статье «Наш Сталин» напечатано: «[…] товарищ Сталин у гроба великого Ленина от имени всей партии большевиков дал священную клятву – быть верным ЛЕНИ-НИЗМУ и довести до конца ленинское дело. Он сберег Марксизм–ЛЕНИ-НИЗМ от покушений […]». В обоих случаях переносы имеют двоякий смысл.
Биграфическая справка о начальнике Главного Управления по охране государственных тайн в печати при СМ СССР П.К. Романове оубликована в подразделе советской цензуры. А также биографические справки дореволюционных цензоров В.М. Ведрова, С.А. Верещагина, К.К. Виддера.
Романов Павел Константинович
(29.06.(12.07.) 1913, г.Боготол ныне Красноярского края – 26.09.1992, Москва)
Русский. Член Коммунистической партии с июня 1939 г.
Образование высшее: окончил в 1938г. Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта; в 1941г. - Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б).
С 1928г. ученик школы ФЗУ и слесарь паровозоремонтного завода в г.Барнауле и г.Омске.
С 1931г. студент рабфака в Ленинграде.
С 1932г. студент Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
С 1936г. уполномоченный Наркомата путей сообщения на железнодорожной станции Малоярославец Московско-Киевской железной дороги.
С 1937г. студент Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
С 1938г. аспирант Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
С 1939г. слушатель Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б).
О новых "Невосполнимых потерях" (Часть 8) от Павла Чеченкова можно узнать в разделе "Текст пространства".
Улица Сергиевская и переулок Плотничий находятся в одном из старейших районов города - это, так называемое Започаинье, где основной транспортной магистралью является ул. Ильинская. Когда-то она вела с московской дороги прямо к нижегородскому торгу (Нижнему посаду). Выбранные улицы до последнего времени были мало затронуты современной застройкой. По этим тихим, деревянным улочкам, казалось, переходишь пярмо в конец XIX в. Сегодня от этой "машины времени" отрывают фрагмент за фрагментом. Начали вот отсюда...
Пер. Плотничий - 9, 7а (двор) Дата снимка: 29.09.2005
О "Парадоксах бытовой музыки" рассуждает А. Селицкий в музыкальном разделе.
Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью нашего существования, кажется даже - частью нас самих. Стоит ли удивляться, что в глазах музыкантов-профессионалов бытовая музыка окружена своеобразным ореолом, имя которому - иллюзия понятности? (...) ... при ближайшем рассмотрении оказывается, что эта сфера, лежащая на грани искусства и не-искусства, полна загадок, странных на первый взгляд антитез, скрытых противоречий, касающихся и способов функционирования бытовой музыки, и механизмов ее восприятия, и ее "внутреннего устройства", то есть вопросов эстетики и стиля. (...) Речь пойдет по большей части о наиболее общих закономерностях, конкретные же примеры будем черпать всего из двух, но зато весьма представительных жанров бытовой музыки, имеющих к тому же очевидные точки соприкосновения, - русского городского романса XIX - начала XX века и советской массовой песни. (...) Сила эмоционального воздействия песенно-романсного обиходного репертуара, казалось бы, неадекватная скромному арсеналу его выразительных средств, исходит, видимо, оттого, что бытовые жанры в гораздо большей степени, чем какие-либо иные, предполагают самоидентификацию, самоотождествление слушателя. (...) Б.Асафьев называл бытовую музыку "непосредственной передатчицей эмоций" и уподоблял ее обыденной разговорной речи, В его устах это не выглядело уничижительным, ибо в последней он подчеркивал "эмоциональную окрашенность", "тончайшие нюансы и динамические оттенки", благодаря которым мы "понимаем друг друга с полуслова" ("угадывание через сочувствие"). Из проницательных асафьевских наблюдений: "В общении друг с другом... мы пользуемся небольшим сравнительно запасом слов... и сжатой алогичной конструкцией фраз, но восполняем это гибкой мелодической интонацией..."
О том, что такое "Научная маргинальность" в представлении Елены Косиловой выясняется в разделе "Человек и текст".
Итак, социально-культурологическое определение научной маргинальности будет сводиться к тому, что научные маргиналы - те ученые, которые в большей или меньшей степени находятся в оппозиции к научному истеблишменту. Признаки этой оппозиции могут быть чисто "социальные": например, ученый не пользуется грантами, не публикует свои открытия, не работает в каком бы то ни было научно-исследовательском учреждении; самая крайняя форма такого рода маргинальности состоит в полном отказе от какой бы то ни было передачи своего труда и своих открытий. Можно сразу сказать, что крайняя форма будет весьма мало влиять на науку, какие бы открытия ни сделал ученый маргинал. Пример такой крайней формы: лорд Кавендиш. (...)
Итак, ограниченность в средствах, в базе данных, в научном общении. Правда, с другой стороны, тому, кто не включен в истеблишмент, легче сменить тему, и он может позволить себе заниматься тем, что считает нужным, а не тем, что заказано (в некоторых случаях ситуация даже такова: что разрешено. Наличие запрещения исследования в науке, вероятно, можно интерпретировать как состояние кризиса). Но самое главное, маргинал может позволить себе иметь не общепринятую точку зрения или позицию (под точкой зрения я имею в виду интерпретацию результатов, под позицией - выбор темы, жанра, метода). Самостоятельность позиции облегчается тем, что он никому может ее не доказывать.
Есть такое место, где нет границ, следовательно, нет понятия маргинальности. Не за что бороться... И не с кем. И нечем. И незачем. Такое вот скучное место. Но там можно радоваться. Именно тому, что границ нет. Впрочем, одна граница есть - наше сознание, поскольку все мы по отношению к пустоте - маргиналы.
Михаил Зеленов
12 июля 2008 г.